Aug. 22nd, 2015

systemity: (Default)

«Сталин продавал арбузы подчинённым»


Михаил Смиртюков отработал в аппарате правительства СССР с 1930-го по 1990 год. Он описывал, чем ему запомнился Сталин: нежеланием работать с документами, злопамятностью и любовью к работе на огороде. Михаил Смиртюков – удивительный случай высокопоставленного советского служащего, не только пережившего сталинские репрессии, но и послесталинские чистки. Он оставил после себя записи, как выглядел советская аппаратная система с 1930-х до времён перестройки. В частности, он описал, каким он увидел Сталина-управленца и Сталина-человека.

***

Человек он был умный и неординарный. А всё остальное – результат саморекламы. Я видел, как Сталин постоянно и упорно демонстрирует окружающим, что он человек, который знает больше всех, видит дальше всех и понимает то, чего не могут понять другие.

***

Read more... )




systemity: (Default)

Николай Харджиев: «Серебряный век – это миф»

Из Википедии: Николай Иванович Харджиев (26 июня 1903, Каховка - 10 июня 1996, Амстердам) - историк новейшей
литературы и искусства, текстолог, коллекционер, русский писатель (!), хотя отец его - армянин, а мать - гречанка из Смирны.


Искусствовед Харджиев в 1920-30-е был частью художественного сообщества русских авангардистов. По его мнению, Малевич был вершиной отечественного искусства, а авангард того времени не заслуга советской власти, а вырос ещё до Революции. Харджиев в 1991 год вспоминал, как был устроен художественный мир того времени.

Николай Харджиев — писатель, историк и коллекционер. Родился в Одессе в 1903 году, в 1920-е переехал в Ленинград, где оказался близок к кругу футуристов, познакомился и подружился с Крученых, обэриутами, Малевичем и Татлиным, Мандельштамом и Ахматовой. Позже он переберётся в Москву; в его квартире в Марьиной Роще перебывали все сколько-нибудь заметные поэты и художники эпохи. С годами собрал богатейшую коллекцию картин и текстов русского авангарда. Харджиев умер в 1996 году в Амстердаме, куда переехал в тщетной попытке сохранить архив: он будет разворован ещё при жизни историка.

Беседа Ирины Голубкиной-Врубель с Николаем Харджиевым состоялась в январе 1991 года в Москве, когда Харджиеву было 88 лет. Ниже – этот его монолог, с некоторыми сокращениями.

***

На меня наибольшее влияние оказывали художники, а не поэты и филологи. Больше всего в понимании искусства я обязан Малевичу. С Татлиным я тоже очень дружил, причем скрывал это от Малевича. Они были врагами, и мне приходилось скрывать от каждого из них то, что я общаюсь с другим. К счастью, один из них жил в Москве, a другой – в Ленинграде. Татлин был человеком с чудовищным характером – маньяк, боялся, что у него украдут какие-нибудь профессиональные секреты.

Харджиев-1
(K. Малевич, В. Тренин, Т. Гриц, Н. Харджиев. Немчиновка, 1933)

Read more... )







systemity: (Default)
Виктор Шендерович в своём FB написал: "Я, кажется, придумал слово, описывающее
то, что произошло с российской элитой в путинские времена. Она охолуела."

А в комментарии к его посту
Светлана Вист написала: "Россия" на монгольском звучит
очень пикантно "ОХУ-ын". Ссылочка:
http://www.webtran.ru/translate/mongolian/


Я засомневался, пошёл по ссылке и ОХУ-ынел: оказалось, что ещё во времена Золотой
Орды монголы чётко разобрались что к чему.

Profile

systemity: (Default)
systemity

February 2023

S M T W T F S
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 14th, 2025 02:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios