systemity: (Default)
[personal profile] systemity
Продолжение. Часть I: systemity.livejournal.com/61740.html
                         Часть II:
systemity.livejournal.com/62002.html
                         Часть III:
systemity.livejournal.com/62382.html
                              
    Часть IV:systemity.livejournal.com/62870.html
                              
    Часть V:systemity.livejournal.com/63520.html
                          Часть VI:
systemity.livejournal.com/64029.html
                              
    Часть VII:systemity.livejournal.com/65415.html
    В предыдущих семи частях я вкратце коснулся различных аспектов затронутой проблемы, перескакивая с одной темы на другую. Это делалось для того, чтобы у читателя, не посвящённого в детали, возник органичный фон интереса и ощущение знакомства с проблемой в целом. Это позволило бы при встрече с непонятными моментами в изложении не чувствовать особых неудобств: должно возникнуть чувство непонимания некой конкретной, локальной позиции, а не всей проблемы в целом.     В этих двух  предпоследних частях, которые по разным причинам появились в большом отрыве от предыдущих частей, я постараюсь в ясной форме без отвлечений на лирические отступления изложить существо проблемы сна и сновидений в том виде, в каком я её себе представляю. Некоторые детали этого представления не противоречат широко известным позициям, по которым у исследователей практически нет разногласий в интерпретации. Но по большей части эти представления заключают в себе новый взгляд на проблему сна и сновидения и позволяют соединить в единое целое пестрый набор фактов, наблюдений и гипотез.

    Рациональная интерпретация феномена сна и сновидений представляет собой проблему фундаментальной сложности, над решением которой работает множество учёных и практиков. «Кибернетики и нейробиологи уже больше тридцати лет бьются над вопросом, что означают те же сонные веретена*», — говорит Геннадий Ковров, профессор ММА им. Сеченова, сотрудник Сомнологического центра Минздрава РФ. — Мы не знаем, о чем говорят эти ритмы, о чем — фазы и стадии. Сон — это множество сложных процессов. Ученые находят феномены, которые более или менее характерны для состояния сна, но целостного объяснения никто дать не может. Появляется масса локальных находок, которые пытаются транспонировать в какую-то гипотезу, но дальше — пустота" (www.expert.ru/printissues/expert/2006/05/fiziologiya_sna/ ).
* - Группа ритмических волн, которая характеризуется прогрессирующим нарастанием, затем постепенным уменьшением амплитуды.

     В моей теории, объясняющей причины сна и сноведений, имеются существенные отличия от принятых в науке интерпретаций. Я уже ранее обращал внимание на эти отличия, но тем не менее считаю важным ещё раз вернуться к этому вопросу в предпоследнем разделе моей статьи. Меня интересуют широко известные детали феномена сна только в связи с моими представлениями об этом явлении в его восприятии в качестве неделимой целостности, причём в форме, доступной для изложения интеллектуально развитым личностям, не имеющим специальной научной подготовки. Казалось бы, я говорю совершенно тривиальные вещи. Однако в реальности каждый исследователь обычно занят какой-то локальной научной проблемой и изучает её, как явление обособленное, частное. Затем, накопив кучу данных, он приступает к их интерпретации. Делается это из соображений объективности, но в исследовании такой самоорганизующейся системы, какой является наш мозг, в этой псевдообъективности присутствуют все те признаки, которые вытекают из народной мудрости: "простота - хуже воровства". Очень часто, чтобы, не дай Бог, не потерять некоторое количество накопленных в поте лица данных, такой исследователь легко жертвует здравым смыслом. "Сейчас разные специалисты лишь регистрируют феномены ... сна, попытки же их связать и последовательно показать единство множества механизмов пока безрезультатны. Лауреат Нобелевской премии профессор физиологии Цюрихского университета Вальтер Гесс еще в начале сороковых предупреждал: «Наши попытки прояснить природу и механизм сна основаны на предположении, что эта проблема не может быть разрешена сама по себе, но только в ходе анализа целостной функциональной структуры всего организма»(www.expert.ru/printissues/expert/2006/05/fiziologiya_sna/ ).   

    До появления теории Птолемея люди знали, что утром на небе появляется солнце, а вечером оно исчезает. Но даже в те далёкие времена, когда наука не была так строго вписана в социальную жизнь общества, а привязывалась лишь к уникальным способностям отдельных личностей видеть и представлять то, что было недоступно основной массе людей, никому бы не пришло в голову поэта, красочно и очень точно описавшего восход и закат солнца, считать автором теории, объясняющей причину этих явлений. Как ни странно, но в наше время чрезвычайно практичной манеры оценок достижений науки и техники невозможно не обратить внимание на эпидемический характер роста и расширения квазинаучных тенденций, пришедших к нам из прошлых веков. Речь идёт о ситуациях,  когда подробное описание явления приобретает такой же порядок важности, как объяснение причины его проявления. Когда какой-нибудь титулованный господин начинает объяснять то, что ему самому абсолютно непонятно, то он совершенно не стыдится запрятывать своё незнание среди описаний деталей необъясняемого феномена, выполненного с максимальным привлечением научных терминов, имеющих, как правило, множественное толкование, историй, связанных с открытием и описанием этих деталей, ссылок на историю обнаружения этих деталей, мнений различных авторитетов по поводу оценки этих деталей другими авторитетами, литературных ссылок на литературные ссылки, которые ... ну и т.д.

    Сегодня во времена интернета большая часть деятельности по выстраиванию и обсуждению литературных ссылок - той деятельности, которая с необходимостью сопровождала корректно построенную научную публикацию один-два века тому назад, представляется скорее работой архивариуса, нежели научного работника. В таких случаях хочется снять шляпу перед великим еврейским народом, придумавшим формулу регулирования интеллектуального трафика под названием "бекитцер!" Причём эта формула в её правильном понимании означает не сокращение общего времени, затрачиваемого на повествование, а ближе всего по смыслу к тому, что в русском языке принято называть "ближе к делу!" Словом, когда кто-то излагает что-то, не желая, чтобы потенциальные слушатели и читатели поняли, что он сам ничего не понимает в причинах, лежащих в основе этих явлений, то в подавляющем числе случаев он начинает своё повествование с ссылок на Аристотеля (theoryandpractice.ru/videos/58-vladimir-kovalzon-priroda-snawww.izvestia.ru/russia/article44770/ ).

   Поскольку учёные - народ ушлый и Аристотелем их не увести в сторону от детского вопроса "почему?", то в научной среде ко всем сказанным уловкам прибавляется сугубо профессиональная способность вместить как можно больше сложных терминов в единицу текста с целью создания такой плотности их применения, которая, как минимум, требует десятикратного перечитывания для более или менее достаточного осмысления. Например: "Гипоталамические центры за счет связей с лимбическими структурами мозга могут оказывать восходящие активирующие влияния на кору мозга при отсутствии влияний ретикулярной формации ствола мозга. Эти механизмы составляют корково-под-корковую теорию сна (П.К.Анохин), которая позволила объяснить все виды сна и его расстройства. Она исходит из того, что состояние сна связано с важнейшим механизмом - снижением восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга. Сон бескорковых животных и новорожденных детей объясняется слабой выраженностью нисходящих влияний лобной коры на гипоталамические центры сна, которые при этих условиях находятся в активном состоянии и оказывают тормозное действие на нейроны ретикулярной формации ствола мозга" (www.galactic.org.ua/Prostranstv/n-pcix-2.htm). Правда всё сразу стало понятно?    

     Некоторое время назад жена рассказала мне, что сне она увидела быстро пробегающую мимо неё крысу и погналась за ней. При этом от крысы отвалился хвост, а сама крыса исчезла. Когда жена подошла поближе, то понялала, что это не хвост крысы, а штифт, на котором крепятся педали мотоцикла. Но при более близком рассмотрении она сообразила, что это всё же не штифт, а тормозная педаль от её мерседеса. Сон меня заинтересовал и я попытался понять происхождение компонентов сна. В итоге выяснилось следующее. За день до сна жена прочитала в татарской газете заголовок статьи о Башкирии под названием "Крысы убегают с корабля". За два дня до сна она, стоя на перекрёстке, обратила внимание на остановившегося перед ней мотоциклиста, который был тепло одет, в большом шлеме, но опирался о педали босыми ногами. Не так давно ей пришлось экстренно затормозить и она подумала: хорошо, что не надела туфли на высоком каблуке, иначе не смогла бы быстро дожать педаль тормоза до предела. Поскольку этот короткий совершенно бессмысленный сон содержал небольшое количество метчиков, то их происхождение можно было вспомнить без труда, но понять смысл этого сна в силу его абсурдности, т.е., как принято говорить, объяснить этот сон,  практически невозможно.

     Как писал Зигмунд Фрейд в своём труде "О сновидении" (lib.ru/PSIHO/FREUD/snowideniya.txt):
"Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него, как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидения являются продуктом психической деятельности самого видящего сон".

     Бывают сны, представляющие собой такого же типа галлюцинации, как в описанном выше сне, но подчинённые некоторому закономерному сценарию с плавной динамикой смысловых сопряжений. Примером может служить ранее описанный мною сон ("Как я измерил продолжительность сна" (1001.vdv.ru/arc/andreevl/), когда мне приснилось землетрясение, вследствие которого дом, в котором я жил, рухнул. На протяжении всего развития событий (сон длился около 3 секунд) отдельные детали действий в процессе сна были хорошо согласованы и плавно стыковались друг с другом. Наконец, бывают сны с поразительно логичным содержанием, как-будто увиденные в какой-то параллельной реальной жизни - сны или полностью вменяемые или же с фрагментами, подчиненными совершенно здравому смыслу. Один из таких снов я описал в своём рассказе:systemity.livejournal.com/86574.html.

     Здесь возникает вопрос, ответ на который не может не быть интересен любому человеку вне зависимости от его интеллектуального уровня и уровня научной подготовки. Выше я выделил три типа сна: сон-галлюцинация (I тип), сон-реалия (II тип), т.е. сон, отдельные фрагменты которого воспринимаются так, как-будто они увидены в реальной жизни, и, наконец, сон-абсурд на примере сна с крысой (III тип). Если, как считал З.Фрейд, сновидение является продуктом психической деятельности самого человека, видящего сон, то возможны два варианта: три типа сна могут привидится каждому из людей или же каждый из людей видит сон предпочтительно одного типа.  Несложно показать, что в реальности существует в подавляющем числе случаев первый вариант, хотя в силу индивидуальных особенностей психики некоторые люди (чаще всего на ограниченном отрезке жизни) могут видеть сны предпочтительно одного типа. Насколько я знаю (правда, не исключено, что я могу заблуждаться), этот вопрос никогда не рассматривался в качестве фундаментального вопроса науки о снах и сновидениях. А жаль! Этот вопрос приходит сразу же в голову любому человеку, который задумается о природе сна и попытается ответить на него на дилетантском уровне.

      Перед тем, как перейти к сухому изложению моей теории сна и сновидений, я приведу здесь довольно длинные цитаты из повести М.М.Зощенко "Перед восходом солнца" www.teoriya95.narod.ru/z/3.htm. Можно только удивляться тому, насколько проблемы, поднимаемые М.М.Зощенко в его повести, касаются самых глубинных вопросов науки о снах и сновидениях. 

...И тогда я стал вспоминать наиболее яркие картины, оставшиеся в моей памяти. И увидел, что память сохранила их с необычайной точностью. Сохранились мелочи, детали, цвет, даже запах.
Днем я слонялся по комнате — не мог ни лежать, ни сидеть. А ночью меня мучили какие-то ужасные сны.
Я раньше не видел снов. Вернее, я их видел, но я их забывал. Они были краткие и непонятные. Я их видел обычно под утро. Теперь же они появлялись, едва я смыкал глаза. Это даже не были сны. Это были кошмары, ужасные видения, от которых я в страхе просыпался.
Я стал принимать бром, чтоб погасить эти кошмары, чтоб быть спокойней. Но бром плохо помогал мне.
Тогда я пригласил одного врача и попросил дать мне какое-нибудь средство против этих кошмаров.
Узнав, что я принимаю бром, врач сказал:
 - Что вы делаете! Наоборот, вам нужно видеть сны. Они возникают у вас оттого, что вы думаете о своем детстве. Только по этим снам вы разберетесь в своей болезни. Только в снах вы увидите те младенческие сцены, которые вы ищете. Только через сон вы проникнете в далекий забытый мир.
И тогда я рассказал врачу свой последний сон, и он стал растолковывать его. Но он так толковал этот сон, что я возмутился и не поверил ему.
Я сказал, что я видел во сне тигров и какую-то руку из стены.
Врач сказал:
- Это более чем ясно. Ваши родители слишком рано повели вас в зоологический сад. Там вы видели слона. Он напугал вас своим хоботом. Рука - это хобот. Хобот - это фаллос. У вас сексуальная травма.
Я не поверил этому врачу и возмутился. И он с обидой ответил мне:
- Я вам растолковал сон по Фрейду. Я его ученик. И нет более верной науки, которая бы вам помогла.
Тогда я пригласил еще несколько врачей. Один смеялся, говоря, что толкование снов - это вздор. Другие, наоборот, придавали снам большое значение.   
Однако меня поразил метод его лечения. Есть нечто комичное в толковании снов. Мне казалось, что этим заняты выжившие из ума старухи и мистически настроенные люди. Мне казалось, что это несовместимо с наукой.
Я был очень удивлен, когда узнал, что вся медицина возникла, в сущности, из одного источника из одного культа - из науки о снах. Вся древняя, так называемая храмовая, медицина развивалась и культивировалась на единственной основе - на толковании снов. В этом заключался культ Эскулапа - сына Аполлона, бога врачевания, у греков - Асклепия.

Почему же такое значение придавали снам? Какие мотивы имелись для этого? Неужели только мотивы религиозные и мистические? Неужели ничего разумного не лежало за этим? Ведь древний мир не был варварским. Древний мир дал нам замечательных философов, писателей, ученых. Наконец, замечательных врачей - Гиппократа, Галена.
Как же лечили эти врачи? История медицины рассказывает о древнем методе лечения.
Больного оставляли на ночь в храме. Там он видел сон. И утром рассказывал о нем жрецам и ученым. И те ставили диагноз, какого рода недомогание у больного, и, растолковывая его сон, освобождали якобы больного от страданий.
Эта древняя медицина имела, конечно, тесную связь с жрецами и религиозными мистическими приемами. Приносились жертвы в честь бога врачевания. Вся торжественная и таинственная обстановка лечения, несомненно, могла действовать на воображение больного, могла вызывать в нем веру в могущество бога врачевания. Может быть, на основе этого самогипноза и происходило излечение?... 

 По результатам первых комментариев хотел бы сделать важное дополнение. Этот цикл предназначен для ответа на вопрос "Почему мы спим и видим сны?", на который в настоящее время ответа не существует, что я и попытался показать в этой восьмой части статьи. Я не занимаюсь интерпретацией снов. Я пытаюсь помочь желающим разобраться в своих сновидениях тем, что объясняю почему мы спим и видим сны. Один из моих читателей, который во сне часто ходит босиком в засранный деревенский сортир, после чего получает неприятности от жизни, потребовал от меня объяснений, причём срочно и в двух словах, почему после похода в сортир жизнь ему преподносит сюрпризы. После того, как я признался в своей импотентности в решении этой сортирной проблемы, этот читатель приступил к оскорблениям. Поскольку у меня правило: не закрывать доступ к моему сайту, а стараться склонить подобных не знакомых с правилами приличия читателей к самостоятельному уходу, то поделать я с явным хамом ничего не могу. Но во избежание аналогичных случаев, печатаю это дополнение, где заявляю, что сны я не интерпретирую. Для этой цели существуют бабки и астролог Глоба.
 

Date: 2010-02-07 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] 01vyacheslav.livejournal.com
Это очень ясно говорит о сути понимаемого вами предмета разговора, ясно вы не представляете то о чём хотели бы сказать.
Всю жизнь краткость была сестрой таланта, а за словоблудием скрывали не только свои мысли но и сам ум.

Date: 2010-02-07 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
В данном случае словоблудием занимаетесь именно Вы и это очень легко доказать. Я в двух словах, как Вы и просили, выразил причину того, что мы спим. Могу ещё добавить, что кратковременная память является аггрегатором и дезагрегатором сенсорных компонентов отдельных эпизодов. Я-то выразил в двух словах существо вопроса, причём выразил не в научных терминах, значения которых Вы наверняка не знаете, а с помощью общеупотребительных слов. Я-то пришёл к Вам под ручку с сестрой таланта, но Вам наверняка от этого не стало легче что-то понять. Вы, видимо, не прочли полностью текст. И слава Богу!

Date: 2010-02-07 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] 01vyacheslav.livejournal.com
Да ты даже вопроса не понял агрегатор ты наш. О чём дальше говорить? Я в выводах не ошибся. Sorry.

Profile

systemity: (Default)
systemity

February 2023

S M T W T F S
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 08:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios