systemity: (Default)
[personal profile] systemity
В СССР издательское дело рассматривалось в качестве самого удобного средства введения сыворотки коммунистической правды в мозг советских людей, как уже окончательно выросших, так и ещё только-только начинающих подрастать. Авторов, особенно зарубежных, которые жили до великой октябрьской социалистической революции и ничего плохого не писали о пролетариях всех стран, а также тех авторов, которым не были совсем уж чужды постулаты и аксиомы, одобренные и выдвинутые руководителями нашего человеколюбивого государства, издавали много и дёшево продавали. Поэтому, например, квислинговца Кнута Гамсуна не печатали и в библиотеках не держали, а совсем нам не чуждых Луи Арагона и Ромена Роллана, Леона Фейхтвангера и прогрессивного Хемингуэя, я уже не говорю о Рабле, Сервантесе или Шота Руставели, можно было "достать" или в крайнем случае взять в библиотеке без каких-либо трудностей. С Достоевским, правда, было не совсем хорошо, поскольку он в своё время дедушку Ленина очень расстроил своими "Бесами", но вот, например,  книги с описанием путешествий, как российских, так и нероссийских мореплавателей, издавались в огромном количестве и очень качественно. Т.е. я хочу сказать, что партия и правительство делали всё от них зависящее для того, чтобы советский народ стал самым духовно-читающим народом мира. И если потомки советских людей теперь массово переходят на олбанский, то партия и правительство тут не при чём. Но я, увлёкшись, двинулся совсем не в ту степь, в которую намылился двинуться.

Я хотел начать с того, что очень рано научился читать и у меня была совершенно ненормальная память: я запоминал всё, что читал и, подозреваю, запоминал на всю оставшуюся жизнь. В дальнейшем моя память стала ухудшаться и в итоге превратилась в нормальную. Но в детстве я был очень эрудированным, читал всё, что попадалось на глаза и, когда в моём присутствии тёти или дяди начинали говорить о каком-то предмете, не имея о нём верного представления, мне очень хотелось встрять в разговор взрослых и поправить их. При этом я вовсе не испытывал гордости за своё высококачественное самообразование. Просто будучи от природы перфекционистом, я хотел торжества порядка. Но, к сожалению, в те годы я был жутко застенчивым. Поправить взрослых для меня было невыполнимым желанием. Все подобные поправки я прокручивал через себя молча, в воображении.

Потом я подрос, поступил в университет, и природное нахальство во мне брутально надругалось над моей природной застенчивостью. Поправлять ошибающихся и оспаривать неверномыслящих я начал со страшной силой, как бы компенсируя период детского воздержания. И часто стал слышать от людей, что я просто-напросто спорщик и что мне всё равно на какую тему спорить. Вот это меня совсем уже не устраивало. Во-первых, я понимал, что я вовсе не тупой спорщик, что мною руководит лишь желание исправить ошибки собеседника и что я вовсе не получаю никакого удовольствия от самого процесса оспаривания. Первые четыре класса у меня не было ни одной четвёрки. Я был круглым отличником. Потом я перешёл в другую школу и сразу же до меня дошло, что нельзя сильно отвлекаться на учёбу, чтобы не превратиться в идиота, мимо которого незамеченными пропорхнули все радости жизни. После этого я никогда уже не был отличником. Статус отличника в моём понимании стал неотделим от статуса не очень умного. Так вот, я понял, что в моём стремлении поправлять ошибки собеседника, я превращаюсь в записного отличника, который воспринимает четвёрку (т.е. небольшое отклонение от предельного совершенства), как трагедию. Во-вторых, меня приводила в ужас мысль о том, что я тупо от чего-то завишу, например от желания спорить, как такового. А мне казалось, что быть такого не может, чтобы кто-то получал удовольствие от самого процесса оспаривания чего-нибудь. Короче говоря, я побыл в шкуре ожесточённого спорщика весьма короткое время, и впоследствии старался спорить только совсем-совсем по делу, когда не спорить было уже просто нельзя.

Это всё было очень давно, и я никогда бы не вспомнил об описанном мною коротком этапе моей жизни, если бы не LiveJournal. Именно здесь я встретил нескольких людей, которых можно было бы, используя известные аналогии, назвать диспутоложцами. Им абсолютно всё равно о чём спорить. Вы говорите А, а они говорят, что на самом деле правильно говорить неА (B, C, D и т.д.). Для хохмы я пытался их переспорить. Видимо, в некоторых случаях мне это удавалось, поскольку они вдруг растворялись в воздусях и вновь возникали уже по другим темам. Но меня эти товарищи интересуют всё больше и больше, и я очень радуюсь, когда их полку прибывает. Меня, как психолога-любителя очень интересует происхождение этого неодолимого желания спорить, интересует, в каком месте оно помещается и в каком месте у них возникает оргазм от спора.

На самом деле эти всегда готовые возражать и спорить люди чрезвычайно полезны. Во-первых, вы можете весьма эффективно тестировать свою нервную систему. И более того: воспитывать и тренировать свою нервную систему. Во-вторых, очень часто эти люди приносят в своём клюве очень интересную и поучительную информацию. В-третьих, вы получаете в свой доступ превосходный тренажёр: переспоривая, вы развиваетесь намного эффективнее, чем перечитывая. Можно перечислить ещё ряд преимуществ, которые получает неагрессивный пользователь ЖЖ, сталкиваясь с этой интересной породой людей.

На самом деле: как возникает это желание спорить вне зависимости от темы и предмета спора? Может ли это быть генетически закреплённой особенностью? Как приобретается это пристрастие к оспариванию. Представим, что отец семейства был невероятно умным, и подростку никак не удавалось выразить своё мнение и вставить что-то своё, оригинальное. Так он терпел, терпел, пока не стал самостоятельным, после чего отыгрался за всё. Или, например, человека хвалили за какое-то дело. Хвалили долго и упорно, в результате чего у него слегка поехала крыша. Он вообразил себя таким умным, какой способен небольшим усилием воли генерировать определения, каждое из которых достойно быть выбитым, а у некоторых вроде президента одной развивающейся страны, вылитым в граните.  Не правда ли, ведь так интересно попытаться понять происхождение диспутоложества!? 

Date: 2009-12-30 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] slon66.livejournal.com
Я думаю что неодолимая тяга поспорить о чём-л. это своеобразный вид отдыха в сети или как вариант выплескивание не нашедшего выхода в реале избытка энергии.
В 70-е сыворотка коммунистической правды несмотря на все усилия газетных и телепропагандистов на мозг действовала мало, сужу по своим школьным годам. Более того статья в "Правде", критикующая какого-л. писателя или показ в программе "Время" фанатов какой-л. упаднической (по мнению счастливо побывавших на Западе журналистов) рок-группы автоматически означали что к ругаемому стоит присмотреться повнимательнее.
Я тже очень рано научился читать и воспринимать совершенно взрослые книжки. Родители это поняли не сразу, открытие совершилось, когда меня застали за поглощением восьмитомника "Тысячи и одной ночи", который от детей в те годы прятался (были специальные детские издания, где самое интересное было вырезано)

Date: 2009-12-30 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
У меня развитие шло в 40-е годы. От деда, который был журналистом и редактором центральной газеты в Азербайджане и который умер через год после моего рождения, осталась огромная библиотека. В 9-10 лет я "осваивал" Шопенгауэра, читал Кнута Гамсуна, "Нана" Золя, Мапасана и т.д. Самой моей любимой книгой был "Дон Кихот", напечатанный крупным шрифтом с большим количеством иллюстраций. Всё это отдельная и интересная тема, поскольку советские люди восполняли через чтение невозможность увидеть мир в его многообразии. Неодолимая тяга спорить у некоторых людей принимает отчётливые формы психопатологии. Всё это очень интересно наблюдать и обдумывать.

Date: 2009-12-30 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] slon66.livejournal.com
Советские люди восполняли через чтение невозможность увидеть мир в его многообразии - полностью согласен, это про меня. Став человеком постсоветским и увидя многобразие мира я тем не менее не утратил желание читать, чему очень рад. Значит правильные книги читал в детстве и молодости.
С наступающим Вас! И всех благ в будущем году и наступающем десятилетии! Помимо интереснейших философских статей Ваш блог открыл для меня совершенно неведомый пласт истории и культуры Азербайджана.

Date: 2009-12-30 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Большое Вам спасибо, мне очень приятно, что нам с Вами по пути. Поздравляю Вас и Ваших близких! Всех вам благ!

Date: 2009-12-30 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] surgeon-sukhumi.livejournal.com
Никогда не понимал смысла спора, если спор не касается конкретных и важных вещей, а от самого спора не зависит практическая реализция каких то важных решении...

Так что в спорах я, очень часто, читатель.

Что до споров в слух - я их вообще не люблю видеть\слышать, поскольку ни к какому практическому результату споры в реале не приводят, лишь тешат самолюбие спорщиков.

Те, кому нужны практические результаты - сами работают на эти результаты.

ИМХО.

Date: 2009-12-30 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Я с Вами полностью согласен. Поэтому меня и интересуют люди, для которых спор - самоцель. В жизнь такое встретить трудно. Нормальный человек с диспутоложцем дружить не станет и по этой причине не может наблюдать это явление во всей его полноте. А в ЖЖ это возможно. Не знаю, как для других, но мне очень интересно наблюдать таких спорщиков, а иногда даже интересно попытаться их переспорить, но не истины ради, а чисто из спортивного интереса: смогу ли я сконцентрировать свои способности?

Date: 2009-12-30 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] surgeon-sukhumi.livejournal.com
В виду относительности истины самой по себе, спор, действительно, представляется лишь разновидностью спорта. А спорт, как явление, мне вообще не понятен, как и азартные игры, хотя, в последних есть гипотетическая возможность поживиться на халяву :))))))))))

Какими же комплексами должен быть полонен человек, продуктивной деятельности предпочитающий спор\спорт? ;) В общем, спорщики для меня - объект профессионального (медицинского) изучения. Но,... не интересно. Насмотрелся. Последней каплей была наша "оппозиция", отбившая у меня последний интерес к данному явлению.

Видимо давит на меня мой гороскоп :)))))))))

Date: 2009-12-30 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Насколько я понимаю, Вы - Козерог. Серьёзный знак. Что касается грузинской оппозиции, то мне было интересно наблюдать, в особенности за тётками с их фантастическим желанием порулить. Это желание имеет ту же природу, что и спорт. У меня настолько с детства глубокое уважение ко всем грузинам, начиная от продавцов на базаре и кончая специалистами в моих областях интересов, что я долго не мог себе представить, что оппозиция имеет отношение к грузинам. Мне всё хотелось свалить всё на придурков, но потом я понял, что это ошибка. Я быстро из-за интереса пробежался по всем видам спорта: акробатика, штанга, фехтование, теннис и т.д. Быстро из любопытства понаблюдал за собственной тягой к азарту в Лас Вегасе. В первую ночь выиграл 500 долларов. Потом ещё один раз штурмовал одноруких бандитов с большим успехом. На этом спорт и азартные игры потеряли для меня малейший интерес.

Date: 2009-12-30 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] surgeon-sukhumi.livejournal.com
Вы ответили на все вопросы, дружище, и мне нечего добавить! :)

Date: 2009-12-30 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] o55.livejournal.com
Здравствуйте. Познакомился с Вами виртуально в этом уходящем году. Скажу, мне нравится Ваша мудрость. Чувствую, что меня в будущем году ждет приятного чтения Вашего блога. С наступающим Вас, новым годом!

Date: 2009-12-30 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
К сожалению, не знаю Вашего имени. Я давно обратил внимание на то, что Вы ко мне относитесь с большой доброжелательностью. Может быть сказывается то, что я - бакинец до мозга костей. Поздравляю Вас с Новым Годом и желаю Вам всяческих благ!

Date: 2009-12-30 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Спасибо за очередной интересный пост и ВАш ЖЖ,который я люблю читать.
Среди спорщиков есть:
обогащающие,
нудные
"тролли".
ОБОГАЩАЮЩИХ,которые, как правило, и умны и эрудированы,уважаю и с удовольствием знакомлюсь с их мнением даже, если и остаюсь иногда при своём.
НУДНЫМ,цепляющимся к мелочам в споре и не схватывающим идею ,стараюсь коротко бросить реплику и дать возможность на поле моего ЖЖ накручивать круги упиваясь собственной тавталогией.
ТРОЛЛЕЙ бамлю без суда и следствия ,т.к. научилась их вычислять с первых реплик.
У меня есть один симпатичный НУДНИК,взаимный френд,которого по секрету могу передать для получения представления о моей классификации разновидности спорщиков.
Я всегла знаю ,на какую тему НУДНИК клюнет и как начнёт раскручивать комментаторов. Он препарирует каждый чужой коммент , вписывает чужие фразы,отвечая на которые пишет свои измышлизмы.
Иногда это забавно,особненно если кто-то вступает с ним в длинный путь переговоров.
У меня когда-то появилось желание забамить классического НУДНИКА,но это было бы несправедливо,т.к. он очень корректно и беззлобно любит полемизировать.
С возрастом возможно у него пройдёт этот недостатоек.
С наступающим Новым годом ,будьте здоровы и счастливы!

Date: 2009-12-30 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Ваша классификация хороша. Часто первые две категории объединяются в одном человеке. На самом же деле многообразие спорщиков намного шире. Есть, например, такие, которые глубоко убеждены в превосходстве своего ума. Настолько глубоко, что даже пытаются порой скрыть это своё превосходства из-за чувство вины перед остальным человечеством за то, что слишком сильно вознеслись над средним уровнем.
Я никого не исключаю из числа друзей. Только в том случае, когда мне не интересно читать ЖЖ. Это бывает очень редко. Для меня ЖЖ - это интересный способ познания многообразия человеческой личности.

Date: 2009-12-30 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] algo64.livejournal.com
Вынуждена признаться , что слыву заядлой спорщицей (среди своих, на кухне разумеется).Без малейшей претензии на хорошую память и,тем более, умственные способности :=). Чаще спорю потому-что почти всегда находится другое объяснение какому-то явлению. И неинтересно "долбить" одно и то же....Желаю Вам и Вашему семейству счастья в Новом Году!

Date: 2009-12-30 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Большое спасибо! Желаю Вам и Вашим близким всего самого наилучшего в Новом Году.

Мне думается

Date: 2009-12-30 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] nik-lara.livejournal.com
эта природа человека,его устройство, толкает постоянно безудержно, нездорово спорить.
Сама люблю читать и учавствовать в спорах, если спорящие логичны и грамотны, да и тема сама по себе мне интересна.Такие споры обычно не растягиваются во времени.Носят продуктивный характер для всех участников.
Если вошла в разговор и в процессе выясняю его бесполезность -разговор обрываю и оставляю последними слова спорящего. Они как бы зависают в пустом пространстве. Слушателя нет. А глупость осталась.
В диалог вступаю незамедлительно:
1.если ругают слабого, в этом году изругали в ЖЖ грузин и Грузию.Долбила таких как дятел.Рада была бы, если кого-то остановила в ненависти безудержной, нездоровой.
2.если говорят плохо или без знания дела о религии, вере.Не хочу,чтобы такие наследили своей злобой и безграмотностью.

Люблю читать разговоры, пусть и долгие умных, образованных и логичных друзей. Вы -в их числе.
Спасибо и с Наступающим Новым годом Вас и дорогих и близких Вам людей поздравляю.
Лариса Николайшвили

Re: Мне думается

Date: 2009-12-30 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Дорогая Лариса! Продуктивность рационального подхода никто не отменял. Я могу быть с Вами полностью согласен, или иметь другое мнение, но, безусловно, я уважаю Ваше отношение к жизни. В религию я не верю, но я уважаю право каждого человека верить в то, во что ему верится. Что касается нападок на грузинов, то это только от жгучей зависти. Я никогда не сомневался в том, что Грузия покажет класс всему миру.
Поздравляю в Новым Годом Вас и Ваших близких. Будьте здоровы! Леонид

Re: Мне думается

Date: 2009-12-30 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] nik-lara.livejournal.com
Спасибо и до встречи в Новом году!
PS Я знаю какой Вы болельщик за Грузию, от туда и записала Вас в друзья!
(deleted comment)

Date: 2009-12-30 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Полностью с Вами согласен! Желаю Вам и Вашим близким всего самого наилучшего. Желаю Вам дальнейшего совершенствования своих нетривиальных способностей оперировать метлой здравого смысла.

С НОВЫМ ГОДОМ!

Date: 2009-12-31 01:37 am (UTC)
From: [identity profile] yusif-rauf.livejournal.com
Леонид Владимирович, примите мои самые сердечные поздравления с Новым Годом! Крепкого Вам здоровья, хорошего настроения и еще многих Ваших рассказов-постов, которые открыли для меня целый мир новых жизненных ситуаций и ощущений. Как приятно сознавать, что мы жили с Вами в одном городе! Завтра я обязательно подниму бокал шампанского и выпью за Ваше здоровье!

Re: С НОВЫМ ГОДОМ!

Date: 2009-12-31 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Дорогой Юсиф! Желаю Вам и Вашей супруге в Новом Году всех возможных благ и, главное, здоровья, без которого все блага застревают на подходе. Я получил огромное удовольствие от знакомства и общения с Вами. Как (у И.Ильфа) неграмотный с особым почтением относится к письменным принадлежностям, так и я получаю большое удовольствие, глядя на то, как Вы работаете с исторической литературой. Всего вам самого наилучшего, Ваш, Леонид.

С Новым Годом!

Date: 2009-12-30 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] abpopa1917.livejournal.com
Всё же, уважаемый Леонид, жизнь у человека одна, а дураков на свете очень много или, выражаясь на советский лад, жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за годы, проведённые в сети в спорах с чудаками на букву «м»...
Вообще-то подискутировать с грамотным и много знающим человеком – это и наслаждение, и роскошь, и удовольствие. Но где же их взять? Они ведь или занятые люди, или их очень мало. Вот в чём вопрос!

Всех с Наступающим!





Date: 2010-01-05 01:08 am (UTC)
From: [identity profile] heshilao.livejournal.com
Мне такой человек встречался в реале, причем я был обязан (ввиду обстоятельств) слушать все эти спорные вещи и деться никуда не мог . Если поначалу его категоризм и желание оспорить все и вся вызывали еще какие-то дискуссии, то потом я просто молчал или кивал, не встревая ни в каких случаях.
Хотя он весьма и весьма умен, начитан, врач, интеллигент в энном поколении. Но дискутировать ужасно трудно.

В инете поначалу мог спорить долго, когда еще новичком был, а через года 4 - понял что теряю время.
Так что теперь 4-5 постинга максимум. или еще меньше, если считаю, что уже сказал все что хотел.
А Смысл ? если в одном случае человек просто не хочет менять точку зрения, в другом случае вопрос слишком теоретический или обсуждается какая-то "размытость" или философское что-то, а в третьем случае потратив день, получишь в ответ по маловажному (но ставшему принципиальным) вопросу , что-то типа "ну может и так, хотя я остаюсь при своем мнении" или "возможно, возможно -на этот счет есть разные взгляды, у вас один, у меня другой"...
Когда это слышишь через 2-3 поста -это нормально и приемлемо, но когда это пишут после многостраничной дискуссии - очень остро ощущаешь выброшенное в мусорник время :)

А людей, которые собираются выслушать (прочитать) и именно ВОСПРИНЯТЬ, сказанное тобою(и возможно поменять, что-то в своем мнении) -таких видно с первых фраз.
Там уж можно и самому прикинуть - то ли вопрос очень личностный(т.е. каждому свое) и потому тебя не поняли, то ли ты банально заблуждаешься и нужна пауза для обдумывания. В таких случая долгих споров и не бывает (ну у меня лично).

Date: 2010-01-05 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Я с Вами полностью согласен. Я вот здесь http://systemity.livejournal.com/61250.html писал на эту тему

Profile

systemity: (Default)
systemity

February 2023

S M T W T F S
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 15th, 2026 01:04 am
Powered by Dreamwidth Studios