В архиве московского «Мемориала» хранятся дневники 1930-х годов школьника Олега Черневского. Подготовил Илья Венявкин
Копирую небольшой фрагмент, демонстрирующий, до какой степени просто в странах народного тоталитаризма превращали людей в быдло. Все эти свидетельства свинячей природы тоталитаризма как-то на первый взгляд не сочетаются с проявлениями сегодняшней системы превращения людей в быдло. Но только на первый взгляд... Толпы идиоток в красных шапочках, которым легко внушили то, что женщины Америки в опасности из-за того, что неожиданно для сексофониста, его вручей супруги и его найдёныша Обамы народ выбрал Дональда Трампа.
Биография героя
Основные события дневника приходятся на конец 1937 года и начало 1938-го. В 1937 году Олег Черневский учился в девятом классе. Школа находилась в центре Москвы, семья Олега жила в Потаповском переулке. Отец, Всеволод Черневский, занимал большой пост — он был начальником отдела Строительно-квартирного управления РККА . В школе у Олега было прозвище Чинар. Отличник, убежденный комсомолец и активист — его даже выбрали старостой класса, а во время подготовки к выборам в Верховный Совет он ходил по домам и помогал составлять списки избирателей. Олег много занимался самосовершенствованием: читал, записывал все свои оценки и спортивные результаты, ему было принципиально важно выполнить все нормативы предвоенного времени: «Проплыл 50 метров с гранатой и 2 раза прыгнул с вышки (трехметровой), один раз вниз головой, другой раз солдатиком».
Как и многие другие люди, жившие в 1930-е годы, он пытался встроить свою частную жизнь в общую советскую повседневность — освоить ее язык и практики. Олег дотошно записывал фамилии кандидатов в депутаты Верховного Совета, фиксировал в дневнике все возможные официальные годовщины (юбилей образования ВЧК — ГПУ — НКВД, день смерти Ленина, день убийства Кирова) и негодовал на разоблаченных «врагов народа»: «Утром слушал приговор по делу троцкистского центра. Приговор получился довольно милостивый: расстрел не для всех». И все же в основном он пишет в дневнике о дружбе и любви и описывает отношения с одноклассниками.
Арест родителей
16 ноября 1937 года Всеволода Черневского арестовали по обвинению в участии в военном заговоре. Олег оставил в дневнике скупую запись об этом событии:
«В два часа [ночи] — будят. В квартире обыск. Ужас. Кончили обыск в 1 ч [дня], забрали папу. Ужасно. Попрощался по хорошему. Последние его слова ко мне: Будь хорошим комсомольцем, береги маму. В школе получил два отл[ично]. За немецкий и геометрию. Не могу писать. Жутко».
Через день Олегу пришлось выступить на комсомольском собрании и рассказать о своем отношении к аресту. К этому моменту он уже, по всей видимости, считал арест отца оправданным: «Меня волнует, мучает вопрос, виновен ли папа. По всем данным — да». В похожей ситуации оказались и многие одноклассники Олега, однако автор дневника только кратко фиксировал факты, но избегал оценок. В начале 1938 года арестовали и маму Олега: «Все это пережилось гораздо легче. Утром ходил в школу, посидел там часок, хотел поехать на лыжах, но раздумал, т. к. не выспался и холодно».
Из-за того что встал вопрос о выселении семьи Олега из квартиры, с ним и его сестрой Гелой стал жить их дядя Борис. Другой дядя, Аля, тоже старался помогать племянникам. Между дядями шел важный спор: «Борис: „Нужно быть солдатом, слепо итти за вождями“. <…> Аля: „Вся иллюминация, флаги, украшения не нужны, лучше бы больше мяса и т. п. Продуктов, которых у нас мало“». Сам Олег, по-видимому, тоже не мог до конца определиться. Подводя итоги года, он писал, что ненавидел отца как врага и в то же время ощущал пустоту из-за его отсутствия.
Post scriptum
О дальнейшей судьбе этой истории нам пока известно немногое. Отец Олега был расстрелян в 1938 году, мать умерла в лагере в 1942-м. В 1990-е годы сам Олег передал свои дневники и документы в «Мемориал», но разговаривать с исследователями отказался. Дневники оканчиваются 1948 годом.
Проект «Прожито» благодарит московский «Мемориал» и лично Ирину Степановну Островскую и Алену Геннадьевну Козлову за неоценимую помощь и поддержку. В ближайшее время «Прожито» начнет готовить дневники Олега Черневского к публикации. Для этой работы проекту нужны волонтеры..
