Не доросли мы до итальянского юмора?!
Nov. 21st, 2015 09:00 amО новом романе Умберто Эко «Нулевой номер»
Игорь Яковенко
11.20.2015
После «Пражского кладбища» Умберто Эко грозился больше не писать романов. Обманул. Вот только что, в 2015 году, выпустил новый, называется «Нулевой номер». На 84-м году жизни. Но удивительно не это, а то, что человек, который по высоте и ширине таланта соответствует эпохе Возрождения или античности, этот человек – наш современник. В принципе, на основе его эссе можно создать нормальный университетский курс по целому ряду гуманитарных дисциплин. Например, человек, внимательно, с карандашом прочитавший «Шесть прогулок в литературных лесах» и «Роль читателя», в принципе уже может работать литературным критиком. Того, кто усвоил его труды по эстетике, можно смело брать в штат на должность искусствоведа. И так далее.
О «Нулевом номере» чуть позже. Сначала о проблеме перевода. Не того, который с итальянского на русский. С этим прекрасно справилась Елена Костюкович, передала мельчайшие оттенки авторской мысли и юмора. Проблема в той стене непонимания русскими европейской жизни, и, соответственно, непонимания европейцами русской жизни, которая заставляет многих из наших соотечественников искать и находить глумление в рисунках Шарли, или искать и находить какой-то «обком» в городе Вашингтоне. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», писал Киплинг. Но на наших глазах такие материки Востока, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, даже Индия и Китай плывут в сторону Запада. Россия же бредет своим путем и тот мир повседневности, который создается в нашей стране в процессе этого движения по буеракам, этого «особого пути», не позволяет адекватно воспринимать эстетику и этику Запада.
Мне навсегда запомнилась беседа с канадским профессором философии в 1989 году во время международной конференции в Москве. Конференция была посвящена проблемам конвергенции, тогда была в моде эта сахаровская идея. 1989-й в СССР… Забастовки шахтеров и кровь в Фергане, Нагорном Карабахе и Тбилиси. Берлинская стена еще стоит, но мировой системы социализма уже фактически нет, Прибалтика уже собрала чемоданы и отплывает в Европу, в Москву едут «колбасные поезда» из голодной глубинки, а советский народ с интересом слушает и смотрит трансляции Съезда народных депутатов.
( Read more... )
