![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Несколько дней назад в журнале "Nature" была опубликована статья, в которой учёные из Университета Северной Каролины продемонстрировали на мышах, что дендриты не просто являются каналами передачи информации от нейрона к нейрону, но и участвуют в обработке информации, играя роль микрокомпьютеров и тем самым умножая вычислительную мощность мозга.
Фантастическая способность мозга обрабатывать информацию, откладывать её в виде памяти и выдавать точнейшим образом её фрагменты по требованию всегда вызывала почтительное недоумение учёных и, несмотря на фантастический технологический прогресс в методах исследования, продолжает вызывать и сейчас. В первое десятилетие компьютеризации казалось, что всё дело в скорости обработки информации, в объёме памяти, в прочих характеристиках вычислительных устройств. Появилась наука под названием искусственный интеллект, и параллельно появилось множество экспертов-предсказателей, которые громогласно назначали сроки создания искусственного аппарата мышления и затем молча их переносили на очередное десятилетие вперёд. На работы по созданию искусственного интеллекта были затрачены фантастические суммы денег, но до создания мыслящих искусственных устройств в принципе ныне также далеко, как и десятилетия назад.
Наконец, возникла патовая ситуация (не у экспертов-предсказателей - у них патовые ситуации не возникают) у специалистов-компьютерщиков. Оказалось, что современные суперкомпьютеры находятся на уровне вычислительных возможностей мозга, но ныне рассказывать о том, что мы что-то понимаем в том, как работает наш мозг, с успехом можно лишь тотально неграмотным оптимистам. Ничего толком мы не знаем. В области исследования пирамидальных нейронов, дентритов, аксонов, спайков, шипиков, нейромедиаторов, синапсов, ионных каналов и т.д. и т.п. наука постоянно набирает темпы. Активно исследуются в последнее время не только винтики и шестерёнки мыслительных процессов, но и мышление на уровне цельного мозга при использовании методов томографии. Но феномен мышления в целом, поскольку мышление не бывает в частях, как был, так и остаётся непонятным.
Дело в том, что все эти научные рюшечки, оборочки, плиссэ и гофрэ работают только на фоне стройной цельной теории, которая может быть создана лишь путём исследования интеллекта интеллектом. Мозг, психика, память - всё это элементы сомоорганизующейся системы самоорганизующихся систем, поскольку процессы мышления не имеют центра управления, они самоорганизуются. Органы восприятия являются специализированными центрами воздействия на эти самоорганизующиеся системы, а как последние реагируют на эти воздействия узнать нельзя принципиально, не создав гипотетическую модель на уровне работы целого мозга, а не шипиков и дентритов.
Сегодня, например, непонятно, почему мозг состоит из двух полушариев, соединённых мозолистым телом, непонятна роль гиппокампа, непонятна функциональная роль сложной анатомии мозга, непонятно, для чего предназначены сновидения и т.д. и т.п. Но вот в "Nature" появилась статья, авторы которой выпустили в свет новый вид утешения для учёных. "Все данные указывают на единственное заключение", рассказывает соавтор исследования Спенсер Смит. "Дендриты – это не просто пассивные интеграторы входящих сенсорных данных; они являются также и системой их обработки". Получается, что всё дело в том, что научные работники не догадывались, что дентриты выполняют функции микрокомпьютеров. Ну, теперь, наконец-то, появилось объяснение того, почему мозг не поддаётся имитации. Теперь нужно просто резко увеличить финансирование компьютерных исследований, создавать новый компьютерный язык, менять архитектуру и прочее. Итак, вперёд, к освоению новых объёмов финансирования!
