systemity: (Default)
[personal profile] systemity
Давно и хорошо известно, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно. Мне лично Бог совершенно не мешает. Верить или не верить в Бога - это дело сугубо личное, и я руками и ногами всегда буду голосовать за свободу каждого человека думать то, что ему думается, верить в то, во что ему верится и поступать так, как ему заблагорассудится при одном единственном условии - его думы, вера и поступки не должны ни на йоту насильственно влиять на думы, веру и поступки окружающих его людей. Поэтому, например, иранских исламских революционеров, которые вешают людей нетрадиционной половой ориентации, я не могу считать ни за людей, ни за животных, которых я люблю и уважаю. Я этих "революционеров" и им подобных считаю за отходы человеческой эволюции, т.е. за дерьмо, и буду делать всё от меня зависящее, чтобы в один прекрасный день они исчезли с лица Земли.

Если считать миссионерство добровольным мероприятием, то многочисленные виды религиозного верования могут быть подразделены на агрессивные и нейтральные. Не нужно иметь семи пядей во лбу для того, чтобы понимать, что практически все беды современного нам мира проистекают именно от агрессивного желания навязать свою веру всему человечеству. Когда-то в не столь уж далёкие времена до одной трети человечества боролось за коммунистические идеалы. Коммунизм (социализм), социо-экономические основы которого несостоятельны и неосуществимы, представляет собой религию в чистом виде. Многие страны, такие как, например, Эфиопия, Ангола, страны центральной Америки простреляли из пушек и танков все богатства, накопленные их народами за много веков. Этот сумасшедший дом был организован и частично финансирован Советским Союзом. С подобными агрессивными желаниями необходимо бороться человечеству всей совокупностью интеллектуальных и физических сил. Другое дело, что для этой цели нужны особые мировые институты, а не придурочная и импотентная организация под названием ООН. 

Но есть один очень интересный феномен агрессивного религиозного верования, которого я хотел бы коснуться. Если доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, и это само по себе никого особо волновать не должно в случае неагрессивных религий, то в случае агрессивных религий бороться нужно не с Богом, а с дураками, поскольку нужно самим быть большими беспробудными дураками, чтобы доказывать дуракам отсутствие Бога. Но есть такая религия, ложность и агрессивность постулатов которой нет ни малейших проблем доказать тысячами практических примеров. Эта религия называется "социализм". И здесь я, будучи человеком с высшим образованием, полностью пасую и ничего не понимаю. Я даже скажу больше. Я немного разбираюсь в психиатрии, но даже это мне не помогает. Здесь я наблюдаю невероятно ригидные примеры того, что вера и логика в вопросах религии даже не соприкасаются. В ЖЖ около 6 млн пользователей. Довольно редко среди постов, но всё же встречаются слюнотечивые восхваления прелестей социализма, которых не бывает в природе. Если и подобные прелести когда-то возникали, то довольно ограниченное время в показательных целях.
 

Здесь речь пойдёт о довольно примитивных вещах: о способности весьма богатого территориями и природными ресурсами государства прокормить своё население. Раньше на пионерские сборы приглашали старых большевиков, которые видели дедушку Ленина.  Дедушку Ленина я видеть не сподобился, но насчёт поесть и попить могу очень подробно отчитываться, начиная с сороковых годов и кончая 92-м годом, когда я сподобился распрощаться со страной победившего идиотизма. Молодёжи, которая не знакома с прелестями победившего социализма, можно навесить лапшу на уши. Но ведь о том, как всё было удивительно хорошо при коммунизме, пишут люди, жившие в этом сумасшедшем доме, в котором коровы в среднем давали кружку молока в день. Если мои воспоминания будут хотя бы чуточку полезны для создания дискомфорта любителям социализма, я буду считать, что недаром потратил пол часа на написание этих заметок.   

В середине 60-х в Новокуйбышевске, где я тогда жил, еду в основном выдавали по талонам. На месяц на нос полагалось: 300г масла, килограмм сахара, два кило макарон и две маленькие пачки индийского чая. Остальное нужно было доставать или покупать по дорогой цене на довольно жиденьком базаре. В магазинах продавался грузинский чай,  который после заварки превращался в светло-соломеного цвета напиток с сильным запахом отсыревших  дров. Из продуктов, содержащих белки, в относительно свободной продаже находилась лишь камбала. В то время был популярен такой анекдот. Хорошо одетый человек, по виду приехавший из столицы, обращается с просьбой к продавщице взвесить ему  колбасы. Та, чтобы не позорить родной город перед приезжим, отвечает покупателю, что сломался автомобиль, и товары временно не завозятся. Когда покупатель попросил взвесить ему швейцарского сыра, то получил такой же ответ от продавщицы. Тогда он спросил, указывая на камбалу: " Скажите, а эта б.... сама пришла?". Большие перебои были и с куревом.

Еды не было в Казани, еды не было в Саратове, куда меня пригласили читать лекции в университете. В Саратове можно было купить очень вкусный хлеб и сгущёное молоко в банках. А нормальной еды в свободной продаже я не видел. Мясо нельзя было заказать даже в ресторанах. Преподаватели каждый день по очереди приглашали меня отобедать. На столе можно было увидеть самые экзотические продукты,  например, финский сервелат, красную икру, французский сыр и т.д. Когда я спрашивал у хозяев,  откуда у них такое благополучие, они,  скромно потупив глаза, говорили: "достали". Это магическое в те времена слово "достали" имело самые разнообразные оттенки оперативного значения: привезли из  Москвы, "взяли" у знакомого продавца или мясника, были допущены на склад и т.д. Правда, в Саратове я мог бы жить и совсем без еды, поскольку попав в музей им. Радищева, совершенно заболел.  Там были изумительные произведения европейских  художников, там были Фальк, Борисов-Мусатов, Лентулов и множество других, которых большевики выселили из столичных  музеев за их нежелание или просто неумение ходить строем.

В 80-х годах в биологическом центре академии наук Пущино на Оке, где я жил и работал,
расположенном в 100 км от Москвы, с едой были большие проблемы. Коньяк "три звёздочки" купить можно было. Хлеб и картошку - тоже. Приобретение всего остального съедобного было большой проблемой. Как говорил мой бакинский друг, "нахда - да, нахда - нет" выбрасывались светло-голубые цыплята с вытянутыми в струну ногами. Казалось, что их на полном бегу отравили нервно-паралитическим газом и они бежали до последнего дыхания. Видимо из-за этого обстоятельства цыплята вопреки всем законам физико-химии оставались очень твёрдыми даже после суточного кипячения. Периодически в магазине можно было лицом к лицу столкнуться с метровой длины плоским чудовищем по фамилии "Рыба-сабля". Ещё продавалась мойва - очень мелкая рыбёшка с выпученными глазами. Мой товарищ солил и коптил её в качестве закуски к пиву, которое "выбрасывали" очень редко. Иногда, во-время заметив движение народа в направлении продуктового магазина, можно было успеть "достать" страшные на вид с локоть размером макароны. В отношении мяса, сыра, колбасы, фруктов и овощей было много хуже, чем в беднейших засушливых районах Африки. Ещё иногда продавали мутный вчерашний яблочный сок в трёхлитровых стеклянных балонах. И кое-что по мелочам и нечасто. В любое время можно было купить водку. С винами было много хуже.

Из Пущино каждый будний день в Москву отправлялся служебный автобус. В 7 часов утра - туда, в 6 часов вечера - оттуда. Два раза в неделю я ездил на служебном автобусе в Москву якобы по служебным делам, но на самом деле по делам купить поесть. В нашей семье все были очень изящными. Я, например, всю сознательную жизнь весил 56.5 кг и в плавках, и в дублёнке. По этой причине проблема "достать поесть" стояла передо мной перманентно. У нас в семье всегда ценилось качество, а не количество еды. Но наша худощавость способствовала тому, что качество мы потребляли в больших количествах и на еду денег никогда не жалели.

У меня были очень удобные инструменты для таскания продуктов из Москвы. Это был вместительный портфель ригидной прямоугольной формы.  Это был не дипломат, не чемодан, а что-то среднее из толстой блестящей кожи с секретными запорами. Я купил его в Чехословакии. Туда можно было поместить не менее 15 кг продуктов. Ещё была шикарная веьсма вместительная ядовито-зелёная сумка и несколько более мелких устройств. Я бегал по институтам и редакциям, забегая в различные продуктовые магазины и выстаивая в длинных очередях. Со временем у меня развилось звериное чутьё на еду, и я спинным мозгом чувствовал, где что будут "давать". Я сделался закалённым человеком и всякие эксцессы типа "здесь вас не стояло" на меня не действовали. Не надо думать, что еду в Москве можно было свободно покупать. Еду нужно было "доставать", выстаивать в очередях за полуобглоданными говяжьими костями, за сомнительного качества колбасой. С утра в кафе на Ленинском проспекте я выпивал одну-две чашки хорошего эспрессо и пускался в погоню за едой. Все, что съели мои дети, я перенёс на руках из Москвы в Пущино. Это была работа, чрезвычайно полезная для здоровья. Когда я с чемоданом, набитым едой, приходил в те или иные учреждения по делам, я не мог позволить себе сгибаться под тяжестью накупленного. Я держал позвоночник прямым и изображал, что в чемодане у меня только пара газет.


Однажды я накупил 49 кг продуктов. Потом я это вичислил по чекам. Приехав на служебном автобусе, я спустил на землю свои приобретения и почувствовал, что дальше идти не могу. До дому было относительно далеко и я передвигался темпами божьей коровки: 3-4 шага и минута отдыха. Если бы всё накупленное представляло собой цельный груз простой формы, то я бы запросто взвалил бы его на плечи и смог бы передвигаться даже бегом. Но многообразие сумок разных размеров ставило передо мной невыполнимую задачу. Какая-то молодая мама долго за мной наблюдала. (За что я обожаю женщин всех калибров и возрастов - это за сострадательность.) Она подошла ко мне, вытащила младенца из коляски и предложила мне погрузить все моё богатство на коляску. Так я дотащился до дома, сердечно поблагодарил сострадательную молодую маму и в течение часа передвигался по лестнице вверх.

С агрессивной верой бороться нужно. И я в меру своих возможностей периодически рассуждаю на тему тупости и бессмысленности социалистической религии. Но данный текст посвящён не столько социализму, сколько верующим в социализм для того, чтобы повредить их избирательную забывчивость. Я понимаю, что мои воспоминания - это мои личные воспоминания. Но для моих друзей по ЖЖ, которые знают, что я не люблю врать, мои личные воспоминания могут стать общественным достоянием.




Date: 2013-01-15 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] antalyaman.livejournal.com
все абсолютно точно.
иногда я или моя жена рассказываем нашим детям
о "талонном" социализьме в бывшем СССР.
или о "комендантской жизни и часе" оккупированного советской армией
в 1990 году Баку...
думаю это надо знать всем...

Date: 2013-01-15 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Это нужно знать всем! В Баку было несравненно лучше, чем в городах, куда не пускали иностранцев. В Баку я прилетел из Мюнхена, услышав по радио о событиях. С того момента физиономия Горбачева вызывает у меня тошноту. Это мурло стало героем мира, и это - показатель умственных способностей многих на вид довольно солидных и вроде бы уважаемых людей. Вернее, показатель отсутствия умственных способностей.

Если у армян или у азербайджанцев идиоты-правители, то откуда столько ненависти между людьми, которые необыкновенно близки друг другу по тысячам характеристик, например, одинаково танцуют шалахо. Да, у армян есть мания величия, они доказывают, что долму придумали они. Но откуда у каждого отдельно взятого азербайджанца сегодня столько скопилось ненависти к своим братьям? У многих людей есть проблемы нормального отношения к тёщям. Но они же не выступают на демонстрациях с требованием выселить всех тёщ на остров Кунашир? С человечеством что-то не в порядке. И по моему глубокому убеждению социалистические идеи имеют обычай оборачиваться в чистое дерьмо. Именно потому, что эти идеи повинны в том, что во власть приходят демагоги и сволочи

Date: 2013-01-15 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] cordiamin.livejournal.com
Ненависть тщательно воспитывается. В частности, при поддержке Европейского сообщества Турцией. А то, что ей это удается, не лучшим образом характеризует уровень сознательности простых азербайджанцев. Которые - часть исламского мира, погрязшего во мраке невежества.

Date: 2013-01-15 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Азербайджан никогда не был страной, погрязшей во мраке невежества. И Турция здесь не при чём. У турков свои резоны. Вы просто не в курсе дела. Не буду раскрывать эту тему. Много нужно писать. Но Вы заблуждаетесь.

Date: 2013-01-15 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] cordiamin.livejournal.com
Турция и Кавказ - очень давняя тема.

Date: 2013-01-15 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Социализм ведь тоже не выскочил внезапно, как прыщ на заду. Откуда-то ведь это взялось? У меня интуитивное ощущение, что социализм больше все похож на интеллектуальный экскремент, какой-то отход мозговой деятельности многих вроде бы неглупых людей. Просто извращение какое-то.

Date: 2013-01-15 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Я пишу про социализм и постараюсь дописать всю серию: http://systemity.livejournal.com/1421122.html, http://systemity.livejournal.com/1422894.html. В Израиле социализм столько наложил дерьма, сколько даже арабы не наложили. Переса вместо того, чтобы посадить в тюрьму, сделали президентом страны

Date: 2013-01-15 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] cordiamin.livejournal.com
"придурочная и импотентная организация под названием ООН"

вот именно поэтому меня удивила высказанная вами мысль о том, что решением проблемы мирового равновесия должна заняться ООН. Я так вообще считаю ООН этаким филиалом НАТО.

Date: 2013-01-15 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
О, если бы НАТО! Это было бы неудержимо хорошо! ООН - это филиал больницы им. Кащенко. Благодаря свободе, равенству и братству, подавляющее число стран - в набедренных повязках в прямом и переносном смысле.

Date: 2013-01-15 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] kirill-bernikov.livejournal.com
Тоже поражаюсь, как это люди забывают все эти прелести. Люди, вы же всё видели!
From: [identity profile] o55.livejournal.com
"...я не люблю врать, мои личные воспоминания могут стать общественным достоянием."
+5 ))))

Date: 2013-01-15 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
жрать - не главное, в конце-концов с голоду мы не пухли - главное совок убил каждого второго собственного жителя...!

кстати - середина 60-х довольно "жрачная" была - икра и красная рыба в изобилии...:))

а ностальжи по совку искусственно поддерживает нынешняя власть, иначе - придется расплачиваться...

Date: 2013-01-15 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
В середине 60-х в Куйбышевской области, во многих городах Поволжья, в Казане не было ни хрена поесть и была карточная система. Дело, конечно, не в еде. Я просто коснулся маленького фрагмента того дерьма, которое мы все ощущали. Страна не могла обеспечить людей не бесплатным, а платным питанием. Купить было ничего нельзя. Я работал в науке и весь цирк советского строя знаю аж от самой верхушки. С голоду не пухли, но продолжительность жизни, как в самых нищенских африканских и азиатских странах откуда? От красной икры? Ели голые пестициды. Я был в комиссии по нормированию петицидов в овощах.

Date: 2013-01-15 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
карточки в 47-м отменили, в 60-е у нас в Забайкалье навалОм всего было, с хлебом в 63-м были проблемы, но не сильные...
хотя, конечно, я в п/я жил - там получшее было...

Date: 2013-01-15 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] stilo.livejournal.com
Как же вы замечательно пишете. Давно хотела вам сказать. )
Читать - просто радость душе и глазу, мало того, что видишь все эти картинки, так еще и хорошее, доброе впечатление остается от текста. От любого. )

А с сутью текста я совершенно согласна. Голодные времена 60-х я не застала, но 70-е и 80-е в Петербурге - помню. И мерзостное "достать" - тоже. Все время был моральный выбор - лебезить и натужно общаться со всякой сволотой, типа наглых, тупых, спившихся воров - мясников-овощников, еще и преиполненных высокомерия, или - не жрать вкусное. Честно говоря, мои родители и потом я сама, подсознательно выбрали - не жрать. Ну пусть простая магазинная еда, отстояв в очереди - ладно, не хлебом же единым. Но хоть не чувствовать себя униженной перед дрянью.

Мне одна развязная парикмахерша тех времен (жена приятеля одного моего бойфренда), гордо рассказала анекдот:
Мужик бегает в магазине перед очередью и кричит:"Я мясник! Я мясник! А жена у меня - парикмахер!!!"
Долго кричит и громко.
Потом приезжают санитары, упаковывают его в машину и говорят очереди: "Не волнуйтесь, граждане, мы его знаем, это больной, у него мания величия. На самом деле, он простой инженер, а жена у него - учительница".

Date: 2013-01-15 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] stilo.livejournal.com
PS: я хотела сказать - не жрать вкусное регулярно, а то мы получаемся какие-то аскеты и мученики. ) Потому что к праздникам копились консервы из заказов на работе, или после 3-х часовой очереди (с книжкой в руках) иногда можно было что-то купить.

Date: 2013-01-15 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Большое спасибо, дорогая Анна! Я очень ценю Ваше ко мне отношение. Анекдот хороший. Я его забыл, спасибо, что напомнили.

Я как-то в прошлой советской жизни умудрился побывать везде, так сказать между струями. Как в пьесе Сартра "Только правда" (первоначальная версия) мошенник, прикинувшийся беглым советским министром Некрасовым, выступает перед французским истеблишментом со словами: "Прежде всего, я должен сказать, что, как советский министр, я вас всех презираю!" Я действительно всех их презирал в силу своей внутридуховной структуры. М.б. из-за того, что я мог жить без всего хорошего, было написано на моей физиономии. Не знаю. Но я всё помню. Могу писать и писать. Помню лица в новоарбатском гастрономе, которые получали колбасу и икру по блату, помню нуворишей, которые окунулись в "правильную" жизнь после десятитетий унизительного социализма их родных и близких. Иногда мне кажется, что я занимаюсь глупыми делами, строча тексты своих воспоминаний, но комментарии, подобные Вашим, говорят мне о том, что я могу между делом заниматься настоящим делом. Спасибо за хорошие слова!

Date: 2013-01-15 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] shevler.livejournal.com
Леонид, и я хочу добавить доброе слово за ваши статьи, особенно за эту. Все мои одногодки, одноклассники и просто знакомые в один голос утверждают: мы жили хорошо, всё было бесплатно. Остальные подробности забыли или не хотят вспоминать. Теперь эти придурки, попрятав свои партбилеты, ходят в церковь, молятся...

Date: 2013-01-15 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] scrawnypaws.livejournal.com
Дорогой Леонид,
темы еды мне всегд интересна, но ты описываешь очень знакомые места - в доме "Трансагентства" находился единственный на все начало Ленинского проспекта овощной магазин - хех, куда я постоянно ездил. Ты, наверное, остaнавливался в "Спутнике", т.к. в "Академическую" на Октябрьской (Калужской) пл. пускали только "южан" :)

Поэтому не могу удержаться.

Я жил в доме Жолтовского на Ленинском, где жили бывшие секретари обкомов, мистры и россыпь недостреляных фальшивых "старых большевиков". Желтый, с аркой и мебельным, кторый потом стал "Мелодией".

Рядом, под номером 13, находился один из "академических" домов с гастрономом. По нему я могу проследить историю еды :) в СССР.

До 1975го мои воспоминания безоблачны. Все дети, которых я знал ходили в тот же детсад от Совмина. На столе были такие (для ребенка) вкусности, как засахаренные фрукты, мармелад в виде клубничек с палочкой и зеленым бумажным листиком.

Дедушке исправно привозят на дом перепелиные яица в ящичках с опилками. В "академическом" гастрономе лежит ветчина со слезой. А в магазинчике на углу - о чудо, женщины в наколках продают соломенные корзиночки (!) с копчушкой. Наверное недешево, но вкусно.

В какой-то момент соломка исчезает, корзиночки превращаются в бумажные, с напечатанным рисунком. Затем за соломкой исчезают копчушки и магазинчик превращается в заурядную булочную. Меня больше не посылают за ветчиной. Она приезжает только с шофером.

1975 г., умирает дедушка. У бабушки отбирают пропуск в распределитель и мы становимся "как все". Моя обязанность дважды прокрутить в мясорубке мясную рванину, добытую мамой. Синие цыплята и ненвистная смардная "навага". Потом исчезает и она, цыплята встречаются все реже. Появляется "простипома" и "ледяная", обе несъедобные. И так до 1989. Картошка, серые макароны, кошачьи "пельмени". Чем не рай?

Свой первый настоящий кусок мяса я попробовал в 1989 г., когда начал работать в архитектурном кооперативе. Но не потому, что купил его в магазине. Отдельная история.
Edited Date: 2013-01-15 09:34 pm (UTC)

Date: 2013-01-15 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Дорогой Саша! Останавливался я обычно в "Южной". Нужно было долго ходить по фойе и смотреть жалостливо в глаза администраторше. Это было одним из самых отвратительных моментов светлого советского позавчера. То, о чём ты пишешь, всё мне хорошо знакомо. И я хотел бы, чтобы кретинам, которые борются на социалистические идеалы, эти воспоминания мешали бы трепать языком.

То, что для быдла предназначена была иная пища, это факт неоспоримый. Как-то мы с сыном одного очень известного академика, ставшим ныне очень известным академиком, которому я в своё время подарил треть кандидатской диссертации, зашли к ним домой. Я проголодался. Он достал из холодильника колбасу и сказал: "Это академическая "Любительская". Это совсем не то, что простонародье лопает." Академическая "Любительская" действительно была необыкновенно вкусной. Она была диаметром в два с лишним раза меньше простонародной и с природным запахом.

Date: 2013-01-16 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] anastassia-jm.livejournal.com
Спасибо за Ваш пост! Шестидесятые годы вспоминаются плохо, это прекрасная пора детства. Всем этим были озабочены родители ;) А вот со средины семидесятых, вся прелесть развитого социализма встала в полный рост. И Вы абсолютно правы. Нужно было обладать каким-то звериным чутьём на добычу. И ведь добычей было абсолютно всё. От еды, обуви и одежды, кончая мебелью, бытовой техникой. И чем ближе приближался крах того строя, тем всё становилось всё сложнее в смысле выживания в этой стране. Вот кончился этот социалистический рай. И встаёт только один вопрос : неужели нынешнее изобилие поедала та партийная верхушка?
Упаси страну опять войти в эту социалистическую реку. Она опять может всё смыть и оставить нам чисто вымытые пустые прилавки конца восьмидесятых годов.

Profile

systemity: (Default)
systemity

February 2023

S M T W T F S
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 14th, 2026 06:28 am
Powered by Dreamwidth Studios