Даниэль Клугер,
писатель (www.polosa.co.il/k-voprosu-o-koshernosti-kuritsy/Blogs/blogs_post.aspx)
Недалеко от моего дома, в Реховоте, год назад открылось кафе под названием «Ганди». На вывеске – идеолог ненасильственных форм борьбы приветственно улыбался проходящим, рекомендуя им зайти в кафе и угоститься вегетарианской кухней. Недавно кафе закрылось, и я этому обрадовался. Не потому что не люблю вегетарианскую кухню. Но имя Махатмы Ганди на улице израильского города казалось мне несколько неуместным.
По отношению к евреям и к Израилю позиция этого образца нравственной чистоты (говорю без иронии) кажется мне, мягко говоря, сомнительной. Так, например, он заявлял: «Палестина принадлежит арабам и потому неправильно и бесчеловечно навязывать арабам евреев». Он считал евреев европейской нацией, частью Запада, и потому сионизм он воспринимал как одну из форм западного колониализма, в то время как арабские национальные движения – как справедливую борьбу за свободу. Когда же ему в 1938 году задали вопрос относительно преследования ереев нгитлеровским режимом, Ганди, опять-таки, в соответствии с собственными убеждениями, заметил, что немецкие евреи должны массово покончить с собой. Это их действие вызовет у остального человечества возмущение по отношению к бесчеловечности нацизма. И, хотя я отношусь с уважением к взглядам Моандаса Махатмы Ганди (тем более, что он сам поступал в соответствии с ними), я не могу сказать, что появление имени этого выдающегося деятеля Третьего мира на израильской улице, пусть даже на вывеске кафе, уместно. К счастью, среди израильтян оказалось немного приверженцев философии и кулинарии индийских непротивленцев, так что кафе на днях закрылось. А то ведь сирена 8 апреля, в канун Дня памяти солдат, погибших в войнах Израиля, могла бы застать меня аккурат под портретом человека, который считал, что, во-первых, мы все должны были бы погибнуть в огне Катастрофы, причем добровольно, а, во-вторых, государство, которое, плохо ли, хорошо ли противостоит возможным попыткам тех давних событий, не имеет права на существование. Равно как и чтить память тех, кто защищает от врагов это госдуарство (и евреев всего мира, кстати, но тут особый разговор), с позиции подобных гуманистов – прямое кощунство.
Впрочем, Ганди в этом смысле не был первым. Философ Отто Вейнингер в книге «Пол и характер» призывает евреев к тому же акту: коллективному самоубийству. Вообще, Вейнингер гениален. Именно ему принадлежит убийственно-точная формулировка: «Самые отъявленные антисемиты всегда находятся среди самих евреев». К таковым относился и он сам; недаром Гитлер говорил, что Вейнингер – единственный еврей, вызывающий у него симпатию.
Эти два имени, на мой взгляд, символизируют нынешнее отношение к государству Израиль, к его политике и его армии. Недавно, в канун Дня памяти жертв Катастрофы, мы узнали об очередном проявлении оного, со стороны последователей (в данном конкретном вопросе) Ганди и Вейнингера. В наши края из США прибыла делегация еврейского антисионистского лобби J-Street. Как писали газеты, американские евреи намеревались встретиться с представителями палестинского руководства и палестинскими бизнесменами. В подобном мероприятии нет ничего странного, если бы не было оно первоначально назначено на вечер 2 мая. Когда информация об этом попала в печать, разразился скандал. Представители J-Street поспешили заявить, что все это совсем не так, что коктейль с палестинскими бизнесменами назначен вовсе не на 19.00, а на 20.00, а в 20.00 День памяти уже закончится...
Тем не менее, мне кажется, что само пренебрежение этим мемориальным днем ради встречи с представителями Палестинской автономии кажется мне, мягко говоря, неприличным. Как в том анекдоте насчет курицы, упавшей в выгребную яму. Когда раввина спросили, кошерна ли курица, упавшая в выгребную яму, он ответил: «Кошерна. Но она воняет». Для встречи с Абу Мазеном, чья докторская диссертация посвящена была разоблачению сионистской лжи о Катастрофе, можно было бы выбрать день, более отстоящий от Дня памяти жертв Катастрофы, Дня памяти погибших солдат и Дня независимости Израиля. Формально, конечно, все «кошерно». Но...
Сказанное отностся и к героическому выступлению Даниэля Баренбойма в Газе 3-го мая. Вопреки гнусным проявлениям сионистской агрессии (которые сводились, в основном, к робким намекам, что, мол, может пока не надо?), Баренбойм организовал концерт для жертв еврейских оккупантов – на следующий день после Дня жертв Катастрофы моцартовская «Маленькая ночная серенады» прозвучала в вотчине палестинского террора.
Разумеется, это не антисемитизм. Равно как палестинская Накба, совпадающая с Днем Независимости Израиля. Это всего лишь легитимное неприятие еврейского государства.
Или все-таки нет?
no subject
Date: 2011-05-10 10:22 pm (UTC)no subject
Date: 2011-05-10 10:33 pm (UTC)no subject
Date: 2011-05-11 01:01 am (UTC)no subject
Date: 2011-05-11 02:59 am (UTC)no subject
Date: 2011-05-11 08:08 am (UTC)Когда армянское радио спросили, был ли Чайковский гомосексуалистом, то ответ был "Да, был. Но мы ценим Петра Ильича не только за это".
Так вот, мы Ганди ценим "не только за это".
Мало ли какой хуйни о евреях не писали великие люди - по злобе или по незнанию. То, что сейчас антисеметизм, 100 лет назад вполне было нормой. Я вообще сомневаюсь, что Ганди так уж хорошо знал, кто такие евреи, да ещё европейские.
Цитаты можно выбирать на любой вкус - вот Короленко нас любил, а Достоевский - нет. И кому это сейчас интересно? Мы ведь их ценим не только за это...
no subject
Date: 2011-05-11 01:04 pm (UTC)no subject
Date: 2011-05-11 05:52 pm (UTC)no subject
Date: 2011-05-11 10:13 pm (UTC)no subject
Date: 2011-05-12 04:28 am (UTC)