systemity: (Default)
[personal profile] systemity
      В 64-м году я с четырёхлетним сыном отдыхал в Судаке. Комнату снял у семьи с украинской фамилией. Жена - невысокого роста худая тётка - целыми днями была занята по хозяйству и не обращала внимания на постояльцев. Хозяин - очень справный черноволосый нехудой господин - появлялся после 4 часов дня в состоянии капитального подпития. Я не знаю, где он работал, но знаю, что там можно было пить вино без ограничений, хотя домой забирать его было нельзя. Хозяин говорил мне, что у него норма 4-4.5 литров вина в день. После этой "дозы" он находился именно в состоянии подпития. С ним можно было нормально поговорить за жизнь, он не качался. Жена, по-видимому, давно махнула на него рукой и, занимаясь во дворе по хозяйству, изредка скашивала в его сторону глаза, словно на проезжающую мимо машину. В то время по всему Судаку стояли цистерны с холодным белым очень дешёвым вином, которое продавалось поллитровыми кружками. Белое вино я обычно не пью, но в жару его было пить приятно. Однако даже после одной выпитой кружки меня вскоре начинало тянуть ко сну, поэтому я поражался выносливости хозяина, который мог выпить до 9 таких кружек.
     С хозяином у меня сложились очень непонятные, очень странные отношения. Как-то в один из первых дней моего пребывания в Судаке, когда  мы сидели с ним во дворе, он спросил откуда я родом. Я сказал, что родился в Баку, но живу в другом месте. Хозяин произнёс какую-то длинную фразу, как я понял, на турецком языке. Я немного понимал по-азербайджански и в этой фразе я уловил слово "япрАг" (лист). Я сказал, что по-турецки будет "япрАг", а по-азербайджански "ярпАг" и спел какую-то азербайджанскую песню, где встречалось это слово. Хозяин во время исполнения песни внимательно смотрел на меня с серьёзным выражением лица, после чего наклонился ко мне и тихо произнёс: "Ты ещё не выехал, а мы уже знали, что ты едешь!"
     Дальше в наших отношениях возникло ещё больше непонятных вещей. Хозяин разговаривал со мной очень почтительно. Вставлял какие-то незнакомые мне фамилии и пытался уловить реагирую я на них или нет. Вспоминал, как было здорово, когда в этих местах всё принадлежало крымским татарам. Чтобы не рехнуться от этих практически каждодневных разговоров, я придавал своему лицу загадочное выражение и сосредоточенно молчал. Хозяин тоже замолкал, показывая, что понимает всё, что я хочу выразить своим молчанием. Особенно он меня зауважал, когда я не помню по какому поводу, скорее всего без всякого повода спел хозяину турецкую песенку, которую непонятно где услышал и запомнил:
     Бойнунда ки инджэлэри аман инджэлэри
     Бойнунда ки инджэлэри аман инджэлэри
     Бирини бэнэ йола
     Бирини бэнэ йола и т.д.
Вообще-то  петь я любил и с поводом, и совсем без всякого повода. Но после этого случая хозяин, который был почти вдвое меня старше, стал со мной разговаривать с такой подчёркнутой почтительностью, что я начал его избегать.
     В то время я ничего не понимал в отношении ко мне хозяина. Но значительно позже, вспоминая отдых в Судаке, я стал читать литературу о крымских татарах, о военном и послевоенном периоде истории этого народа, и до меня кое что начало доходить. В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, крымские татары были лишены этого права до  1989 года. С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым. Это движение жестко преследовалось, что видно из письма в ЦК КПСС о посещениях Крыма крымскими татарами от 12 ноября 1965 г.: "ЦК КПУ сообщает, что за последнее время, и особенно в 1965 году, участились посещения Крымской области татарами, отселенными в прошлом из Крыма… Приезжавшие в сентябре 1965 года в Крым некие Сулейманов, Халимов, Бекиров Сеит Мемет и Бекиров Сеит Умер, жители г. Гулистана Узбекской ССР, при встречах со своими знакомыми сообщали, что «сейчас в Москву поехала большая делегация добиваться разрешения вернуться татарам в Крым. Возвращаться будем все или никто. Татары будут убивать тех, кто, получив разрешение, индивидуально будет ехать в Крым жить, и тех, кто не захочет поехать в Крым, если будет получено разрешение на возвращение для всех». Из этого письма мне стало ясно, что хозяин принимал меня за крымскотатарского разведчика, который с фальшивым паспортом прибыл нелегально для того, чтобы оценить обстановку. Кроме того, у меня возникло сомнение в том, что хозяин был украинцем, каким он числился в соответствии со своей фамилией. Таким образом мне стало понятно, как получилось так, что я ещё не выехал, а они уже знали о том, что я еду.
    За два дня до нашего отъезда из Судака произошла неприятная история. Хозяин появился дома немного раньше обычного и с траурным выражением лица сообщил мне, что впервые за много лет у него "не получилось с вином". Видимо, он считал абсолютно нереальной возможность взять деньги на вино у жены. Попросить у меня денег ему не позволяло его достоинство, поэтому он просто пришёл сообщить мне об этом печальном факте, как единственному человеку, который может понять это горе и посочувствовать ему. Он выглядел человеком, который не мог бы с уверенностью утверждать, что доживёт до утра. Мне нужно было бы сходить в магазин в двух шагах от дома и принести ему вина, но мне это как-то в голову не пришло.
     Поскольку я ехал отдыхать с ребёнком, то захватил с собой коробку, где были кое-какие лекарства, термометр и пузырёк со 150 мл медицинского спирта, заткнутый корковой пробкой. Про этот спирт я и вспомнил и предложил хозяину его выпить. Он посмотрел на меня с испугом и сказал, что спирт - это очень опасно. Поскольку я был химиком по профессии и иногда по глупости пил неразбавленный спирт, то я засмеялся, разбавил в большой кружке спирт до 40 градусов, разлил примерно по трети стакана и опрокинул свой стакан, закусив кусочком лежавшей на столе груши. Хозяин смотрел на меня растерянно, в муках обдумывая принять ли моё предложение. Потом он всё же поднёс стакан ко рту и очень медленно выцедил его содержимое. С того момента, когда хозяин подошёл ко мне с жалобой на жизнь, мы всё делали стоя. После того, как хозяин выпил спирт, он постоял несколько секунд, глядя мне в глаза и вдруг рухнул на пол. Мне показалось, что он хотел сесть на стул, но промахнулся. Я опустился рядом с ним на колени: хозяин был мертвецки пьян и не вязал лыка. Для тех, у кого нет под рукой калькулятора, сообщаю, что опьяневший до потери пульса хозяин принял на грудь количество спирта, которое содержится в одной поллитровой кружке вина. Я позвал жену, мы с ней с большим трудом отволокли его в хозяйские покои и перекатили на постеленное женой одеяло. Утром я спросил у жены, как здоровье мужа, на что она мне ответила, что такому бугаю ничего сделаться не может. Так до отъезда я больше хозяина и не видел.

Date: 2009-10-29 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] shusharin.livejournal.com
могли бы встретиться - я в том же году был в Судаке в возрасте вашего сына
а ситуацию с крымскими татарами папа - разумеется, не в 64-м, а спустя семь лет, когда мы там снова были, - описал так: дважды Герой Советского Союза и лауреат Сталинской премии (уже как летчик-испытатель) Амет-Хан Султан (он погиб как раз в том году) не мог приехать посмотреть на свой бюст, установленный на его родине в Алупке. как положено было дважды Герою.

Date: 2009-10-29 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Да, про Ахмет-Хан Султана я читал года два тому назад. Вообще судьба крымских татар - это какой-то клубок противоречий. Как у героя романа Гинзбурга "Бездна": попытаюсь прорваться к партизанам. Если не получится, пойду служить к немцам. Мне старые люди рассказывали, какими были идеальными хозяевами крымские татары.

Date: 2009-10-29 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] shusharin.livejournal.com
да, после их изгнания Крым сломался
образ жизни вашего хозяина был тогда типичен для тех мест.

природные условия и курортная монополия развратили людей, приехавших попользоваться чужим.
интересно сравнить с Калининградской областью

и есть еще один вопрос, который ни разу не обсуждался
а как проходило возвращение и реадаптация реабилитированных народов?
кто-то ведь жил более десяти лет в Калмыкии, в Чечне

Date: 2009-10-29 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Если учесть, что от 100 до 200 тысяч крымских татар до сих пор ещё проживает в местах изгнания, если учесть активную антитатарскую деятельность многих православных священников в Крыму, если учесть, как большевики замещали татарское население Крыма и т.д. и т.п., то создаётся очень наглядная картина того, как из "пролетарского интернационализма" растили нацистов и ксенофобов.

Date: 2009-10-29 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] shusharin.livejournal.com
у Эрхарда есть очень интересное наблюдение, хотя и с некотрым оттенком экономцентризма. он сказал как-то, что национализм имманентен социализму с его экономическим изоляционизмом,порой принимающим автаркические черты.
"пролетарский интернационализм", строго говоря, кончился с поражением Троцкого, отказом от мировой революции и проч.
но советский нацизм, в отличие от германского аналога, породил русский автогеноцид - коллективизацию и большой террор.
и только потом можно было и погоны вернуть, и космополитов искоренить, и народы переселить

Date: 2009-10-29 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
"пролетарский интернационализм" вне ковычек вообще не существовал. "Голоштанники всех стран соединяйтесь!" Что могло быть смешнее, но смешно не было. IV Интернационал Троцкого был всего лишь способом нагадить Сталину.

Date: 2009-10-29 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] o55.livejournal.com
Трогательная история. Спасибо!
(deleted comment)

Date: 2009-10-29 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Мой покойный друг Маис Шахгельдиев всегда говорил: "Уважающий себя химик должен пить спирт и мочиться в раковину."

Date: 2009-10-29 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] vitalymakarenko.livejournal.com
Н2O - девиз не наш! Наш - C2H5OH!:)

Маис Шахгельдиев

Date: 2012-02-04 05:13 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Совершенно случайно наткнулась в сети на этот жж и на эту фразу... У папы было здоровое чувство юмора...:)

Re: Маис Шахгельдиев

Date: 2012-02-04 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Маис - это мой лучший друг, я его вспоминаю каждый день. Напишите, как с Вами связаться.Вот здесь (и не только здесь) я о нём писал: http://1001.ru/arc/andreevl/issue15/

Re: Маис Шахгельдиев

Date: 2012-02-04 05:48 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ya napisala Vam na FB :)

Re: Маис Шахгельдиев

Date: 2012-02-04 06:01 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Прочитала Ваши воспоминания... Спасибо Вам, д. Леня!..У меня с дества Ваше имя ассоциируется с чем-то очень теплым и хорошим...

Date: 2009-10-29 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] ngasanova.livejournal.com
Немного наблюдений о крымских татарах. Я, в 70-х, начале жила в городе Чирчике, это Узбекистан, недалеко от Ташкента. Там было много крымских татар и казанских тоже почему-то. Как-то на первомайской демонстрации, когда мы уже благополучно прошли мимо трибун, нас остановили войска, преградившие дорогу , свернули в сторону и был приказ расходиться по домам. Конечно основная масса не пожелала, так именно после демонстрации начинаются самые праздники. Но в довольно жесткой форме стали всех разгонять. А с противоположной улицы, к трибунам двигалась толпа крымских татар, организовавших свою собственную демонстрацию. Они требовали организовать в Чирчикской долине Чирчикскую татарскую республику. Конечно это все было подавлено, до вечера их отлавливали, но о жертвах- вроде не было, кроме арестов. И вообще надо сказать, что крымские татары в средней азии была более зажиточная часть населения, они выполняли там много функций цеховиков, если помните про таких. У нас были среди них знакомые, так что я знаю, что они довольно часто посещали Крым в одиночку. Но все состояли на учете - это было строго, надо было отмечаться в милиции.
А вот недвижимость и в Крыму, и на Черноморском побережье они тогда уже имели многие. Они были очень сплоченные, постоянный взнос каждого в общий котел был обязателен.
Вообще Средняя Азия была уж не такой тихой интернациональной гаванью. Я прожила там всего три года, но и за это время видела конфликты именно на национальной почве.

Date: 2009-10-29 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Генезис крымских татар очень специфичен. Они происходят не только от половцев, но фактически это - большая смесь генов различных народов. Везде, где потомки крымских татар проживают - в Болгарии, Турции, Румынии - их отличают трудолюбие и большая предприимчивость. До революции в Крыму татары фактически преобладали. У них были крепкие хозяйства и они обеспечивали продовольствием весь Крым. Против этих людей была бессильна власть советских уголовников. Хотя по некоторым данным погибло более половины депортированных татар, они сумели реанимироваться. И сейчас они набирают силу в Крыму.

Profile

systemity: (Default)
systemity

February 2023

S M T W T F S
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 14th, 2026 08:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios