systemity: (Default)
[personal profile] systemity
Лев Аннинский

Пушкин и Троцкий. Братья навек?

Этой осенью я участвовал в телепрограмме А. Гордона, где в прямом эфире обсуждался «еврейский вопрос». По этому поводу мой старый знакомец и коллега, литератор Владимир Козаровецкий прислал следующее письмо:

    Лев, я видел в программе А. Гордона по НТВ передачу по «еврейскому вопросу» с твоим участием — и немало позабавился. Ты раз десять (один раз. — Л. А.) повторил во время вашего разговора, что Троцкий не хотел быть евреем, ссылаясь на фразу, сказанную им еврейской делегации, кода она пришла просить защиты от большевиков: «Скажите тем, кто вас послал, что я не еврей». Между тем фразу эту надо понимать не в переносном, а в прямом смысле: Троцкий действительно не был евреем, фамилия Бронштейн была фамилией приемных родителей его отца.


Лев Троцкий был прямым потомком Пушкина по внебрачной линии, он  знал, почему его старшего брата и сестру назвали Александром и Ольгой (это исследовал и об этом писал недавно умерший пушкинист Александр Лацис). Дитя любви Пушкина и польки Анжелики Дембинской было отправлено в семью Раевских; Н. Н. Раевский-младший (Пушкин о нем в письме к брату Льву в сентябре 1820 года: «Ты знаешь нашу тесную связь и важные услуги, для меня вечно незабвенные») поручил французу Фурнье отвезти ребенка в их южное имение под Полтавой, где полковой священник исполнил обряд и выписал метрическое свидетельство. Мальчику присвоили фамилию матери и предположительно назвали, в честь крестного отца, Л. В. Дубельта Леонтием. В дальнейшем «Фурнье присматривал за воспитанием, и посему ребенок неплохо выучил французский язык» (А. Лацис).

    Леонтий Дембинский страдал подагрой, к концу жизни Раевского стал его секретарем и читал умирающему французские книги. У вдовы генерала было две кузины; с одной из кузин у Дембинского состоялся роман, и около 1846 года она родила ребенка, которого, как было принято поступать с незаконнорожденными детьми дворян, отдали в надежную, непьющую — еврейскую — семью.

    В доме Давыда Леонтьевича Бронштейна, на хуторе Яновка, куда он со своей семьей приехал из Грамоклеи (с юга Полтавской губернии) не говорили ни на иврите, ни на идише, религиозных обычаев не соблюдали, по субботам работали. Младшего сына Давыда Леонтьевича назвали Львом. У Льва Давыдовича Бронштейна, как и у Пушкина, случались беспричинные обмороки; как и у Пушкина, у Троцкого был нервный тик в левом углу рта (Пушкин не грыз ногти, как думали некоторые, а прикрывал свой нервный тик, держа у уголка рта то карандаш, то перо, то просто закрывая его рукой); были и другие совпадения наследственных признаков: подагра, близорукость, желудочно-кишечные неприятности, — но первые два, вместе с беспредельной любовью к слову, — решающие.

    Неосторожность С. Гессена и Б. Модзалевского, озвучивших эту информацию кому-то из своих друзей после выхода в Париже автобиографии Троцкого «Моя жизнь», и привела их к гибели:, Гессена в 1937 году насмерть сбила машина на одной из центральных площадей Ленинграда («Машина гонялась за ним, как за мухой»), а Модзалевский «выпал» из поезда Москва-Ленинград. Не исключено, считал Лацис, что и смерть Б. В. Томашевского в 1945 году (прекрасный пловец, он утонул) не случайна и что он тоже стал жертвой избыточной информированности о жизни поэта, биография которого была канонизирована и всегда тщательно охранялась (и охраняется до сих пор) от нежелательных трактовок и ассоциаций, — чему косвенно способствуешь и ты.

    Вл. Козаровецкий.

    Р. S. Чтобы сказанное не показалось тебе досужей выдумкой: я — председатель комиссии по литературному наследию А. Лациса. В. К.

    Я думаю, читателям «Родины», даже и не продвинутым в глубины и тонкости пушкинистики, будет интересно познакомиться с гипотезой о родстве великого поэта и великого революционера — безотносительно к тому, какая кровь: негритянская, еврейская, польская или русская — текла в их жилах. Национальная принадлежность — это все-таки не столько голос крови, сколько голос сознания, это выбор, решение, осознанный акт. Если Троцкий заявлял, что он не еврей, значит, он не еврей, и лучше всего с этим примириться. Это тем более разумно, что еврейская принадлежность имеет в представлении многих людей какой-то мистический отсвет и вызывает чрезмерно острые эмоции. Писатель Юрий Нагибин, например, всю жизнь надеялся, что он еврей, а на старости лет выяснил, что он русский, и был разочарован. Эта история тут, я думаю, можно издать вздох облегчения: теперь Троцкому незачем отвечать в качестве еврея за все то, что он натворил в качестве революционера. С чем можно поздравить евреев, русских, а также всех, кто интересуется подробностями отечественной истории.


Подробности - здесь: http://naarapa.narod.ru/05.htm

Date: 2014-05-12 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
По-моему, это из той же оперы, что и Сталин - внебрачный сын Пржевальского. Попытка великоросского ренессанса путем пересмотра некоторых неудобных личностей в истории России. Психологически это понятно, но исторически выглядит довольно смешно. Внебрачных детей дворян спокон веку отдавали на воспитание в знакомые семьи, дворян же, на положении дворовых девочек и мальчиков, - с тем, чтобы они получили приличное дворянское же воспитание, но не пятнали честное имя настоящих родителей.
В еврейские семьи никого не отдавали, это дурацкая фантазия автора сией скарбрезной истории.
Edited Date: 2014-05-12 01:26 am (UTC)

Date: 2014-05-12 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
М.б. и так. Ссылки я привёл.

Date: 2014-05-12 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Похоже, дорогой Савелий, что пафос Ваш ложный: http://naarapa.narod.ru/05.htm

Date: 2014-05-12 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Всякое конечно может быть, но это так же маловерятно, как и выигрыш в лотерею, тем более что билетов я не покупаю, а только могу найти на улице.

Date: 2014-05-12 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
В лотерее нет логики, на то она и лотерея. Но Александр Лацис не похож на бомжа, он не оставляет места для возражений, тщательно анализируя возможные способы нападения

Date: 2014-05-12 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Он делает странные допущения, которым я могу поверить только с подкреплением в виде записей в церковно-приходских реестрах.

Бумага в общем и не такие фантазии стерпит. Сталин - Пржевальский доказывалось совершенно аналогично.

Date: 2014-05-12 04:00 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Совершенно верно. У нас над этим "открытием" лет семь-восемь тому назад хорошо поржали.

Date: 2014-05-12 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Вы посмотрите на ссылку, которую я привёл. Ржание так устроено, что в процессе ржания обычно отключается думание. Я прежде, чем ржать, пытаюсь проанализировать объект ржаемости. Александр Лацис очень непохож на идиота. В данном щепетильном вопросе прямые документы заменяются профессиональным чутьём и эрудицией. Не исключено, что всё достойно ржания, но в равной мере достойно и нержания

Date: 2014-05-12 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
У меня это "профессиональное чутье" заменяется простым опытом, поскольку я например, в отличие от многих, свою родословную изучал и могу рассказать, каковы были обычаи дворянства. А Лацис ищет монету под фонарем, потому что там светло, и любую блестящую пивную пробку принимает за ценное свидетельство.

Date: 2014-05-12 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
О, простите, я написал ниже, не заметив вашего ответа.
Ржание основано на анализе, я анализировал этот опус уже давненько. Мне неохота снова это читать, поэтому я скажу по памяти.
В Российской империи евреи были полными париями, даже не третьим сортом. Как вам верно сказал Балалайкин, это было совершенно немыслимо - передать на воспитание в еврейскую семью ребенка, рожденного христианкой. Это подразумевало выход из православия, а это было уголовным преступление по законам Российской империи. Кроме того, ни одна еврейская семья, даже под страхом наказания, не взяла бы на воспитание христианского ребенка, поскольку это совершенно противоречит еврейским религиозным правилам. Только эти аргументы делают предположения Лациса полной чушью, а ведь там есть еще немало нелепостей и необоснованных предположений.

Date: 2014-05-12 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Среди евреев были выкресты. Кроме того, вся эта история подразумевает тайнодействие, т.е. увиливание от уголовного преступления по законам Российской империи. Я понимаю так, что кроме утверждения, что быть этого не может, должны быть опровержения всех многочисленных пунктов, которые приводил Лацис. Но ... Пушкин умер, а дело его живёт! И можно переходить к земным делам

Date: 2014-05-12 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Выкресты были, но к нашему случаю это не имеет никакого отношения. В этом случае вся семья бы считалась нееврейской и все. Т.е., Бронштейна-Троцкого никто и никогда бы не связывал с еврейством. Опровергать все многочисленные пункты смысла нет, основное предположение автора абсолютно немыслимо в тогдашних реалиях. Еврейские религиозные правила, российские гражданские законы и тогдашние социальные нормы находятся в полном противоречии с мнением Лациса.

Date: 2014-05-12 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Даже если среди евреев были выкресты, дворянин мог испортить себе лично репутацию раз и навсегда, отдав отпрыска на воспитание в еврейскую семью.
От него просто брезгливо отвернулись бы.
Репутация для дворянина означала- все. Поэтому Пушкин стрелялся на дуэли с жесточайшей необходимостью неумолимого рока, а не по своей взбалмошной прихоти, например.

Date: 2014-05-12 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Даже представить себе невозможно. чтобды такой дотошный человек, как пушкинист А. Лацис, не знал бы в деталях нравов и обычаев того времени:

http://discut1837.narod.ru/11.htm

Всякой сколько-нибудь серьезной находке положено пройти путь, состоящий из трех отрезков.

Первый: интуиция, зарождение догадки, подбор косвенных доводов, построение логической цепочки.

Заметим: все доводы непременно косвенные. Если есть прямые, то исчезает потребность в догадке, ее заменяет простая фактическая справка. Поэтому часто слышимый упрек – «Жаль, что не нашлось прямых доводов, пусть поищет, до того отложим обсуждение.» – такое «возражение» всего лишь отговорка. За ней нередко кроется умственная лень или боязнь ошибиться, подпортить свою репутацию.

Второй отрезок. Сомнения, самоопровержения, готовность отказаться от первоначального решения.

Третий отрезок. Снятие сомнений, обратное истолкование «опровержений», обогащение цепочки доводов, возрастание важности находки.

Date: 2014-05-12 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Думаю, Лацис от этой нестыковке прекрасно осведомлен, но ему слишком хочется найти монету под своим родным фонарем.
Можно сделать ещё одно фантастическое допущение, - семья усыновителей внебрачных детей Пушкина имела и дворянство и еврейство в одном флаконе, то есть не просто успела стать выкрестами, но и получить потомственное дворянство. Такие семьи в Р.И. были, но число было настолько исчезающе мало, что это допущение остается фантастическим.
Либо нам надо допустить, что Пушкин, а также и мать ребенка сознательно шли либо на преступление и аморальный по тем временам поступок (еврейская семья сомнительной православности, но несомненного еврейства), либо только на предосудительный по меркам и дворянским, и крестьянским поступок (семья еврейская, но безусловные выкресты), либо на фантастический (нашли потомственную дворянскую еврейскую семью, но это как бы противоречит истории)
либо наконец, Пушкин не был дворянином, мать не была крестьянкой, а были они мещанами и обычаи у них были чисто мещанские. Что конечно смешно, но нереально опять-таки.

Date: 2014-05-12 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Прежде чем скопировать статью о Троцком, я прочёл множество статей Лациса. О том, что партеногенез у человека (непорочное зачатие) невозможно окончательно и бесповоротно, поскольку он - не рыба, известно давно. Но верующих в Деву Марию, выдавшую Иисуса за здорово живёшь, с высшим образованием полно. Возражать можно без конца на любой факт, который не законсервировали в формалине. Но я публикую в своём ЖЖ исключительно то, что мне лично интересно и конечно же очень рад комментариям, но ...

Date: 2014-05-12 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Евреи бы никогда не взяли в семью христианского ребенка, они таким образом становились уязвимы для обвинений в прозелитизме, что было уголовным преступлением. Добавьте сюда еще строжайшие еврейские религиозные запреты.

Date: 2014-05-12 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Выкресты могли бы чисто теоретически, но на практике побоялись бы, не имея серьёзной и безусловно надежной протекции. Грубо говоря, польский пан мог заставить своего шинкаря в своем селе приглядывать за ребёнком, но это было бы чрезвычайно странным событием и вызвало бы массу кривотолков в обществе.

Date: 2014-05-12 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
В этом случае, как я написал выше, Троцкого уже никто и никогда бы не связывал с еврейством. А ведь его родители были несомненными евреями. Невозможно было креститься в православие, а потом вернуться в еврейство.
Заставить приглядывать и передать в воспитание - суть разные вещи, хотя и приглядывание достаточно фантастично. Но даже если допустить, что евреи бы согласились, то немедленно бы вмешался приходской священник, власти и все участники были бы наказаны по закону. Кроме социальных понятий, это все жестко регламентировалось законами Российской империи.
Edited Date: 2014-05-12 06:34 am (UTC)

Date: 2014-05-12 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Ну да, как-то так. Ленина вон к "еврейскому дедушке" свести не удается, несмотря на усилия антисемитов, равно как и Троцкого, я думаю, не удастся вывести из еврейства, благодаря усилиям Лациса или вопреки оным, -неважно.

Вообще, его статья - дань определенной интеллектуальной моде, либо даже ответ на прямой социальный заказ.

Date: 2014-05-12 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] blico.livejournal.com
>Добавьте сюда еще строжайшие еврейские религиозные запреты<

Вот-вот! Иудаизм прямо запрещает прозелитизм и миссионерскую деятельность. Обращение же в иудаизм - гиюр - весьма многотрудная и хлопотная процедура! Даже если чисто теоретически попытаться спроецировать эту историю на ситуацию в Р.И. конца 19 века - получается абсурд. Думаю, никто не стремился в то время в иудаизм, но обратное же движение было вполне актуальным.

Date: 2014-05-12 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Вы ошибаетесь насчет того, что никто не стремился в иудаизм. Стремились, и немало. Целыми семьями и селами переходили, в Израиле живут немало потомков таких людей. Переход в иудаизм был религиозно-идеологическим, а крестились в основном для приобретения гражданских прав. Но это мы уже отклоняемся от темы обсуждения.

Date: 2014-05-12 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] blico.livejournal.com
Полагаю, это случалось много раньше, лет эдак на 100. В случае субботников. Вы это имели в виду? Или же караимов? Да, их преследовали, но мы же говорим о конкретном отрезке времени - конце 19 века.

Date: 2014-05-12 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Нет, я не говорю о субботниках и, тем более, о караимах. И имею ввиду именно последнюю четверть 19 века.

Date: 2014-05-12 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] blico.livejournal.com
Ну, в таком случае, разговор приобретает интересный для меня разворот. Если Вас не затруднит - киньте какой ни есть пруф! Заранее благодарен!

Date: 2014-05-12 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Вы на иврите читаете?

Date: 2014-05-12 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] blico.livejournal.com
Нет, к сожалению :(

Date: 2014-05-12 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
На русском почти все источники говорят о субботниках. Попробуйте погуглить "русские геры", есть много чего, можно и жемчужные зерна в этом найти:)
Вот один из примеров более-менее точной статьи:
http://www.zionet.co.il/ohel/gerim-ru.htm
Там речь идет об одной из самых известных семей, есть и другие.
Кроме того, надо иметь ввиду, что гиюр это довольно интимная вещь, по еврейским правилам гер становится полноценным евреем и о его нееврейском происхождении стараются не упоминать. Поэтому общедоступных материалов на эту тему совсем немного. Есть публикации исследователей Еврейского университета, есть и другие академические работы. Я эти уже давно не занимаюсь, поэтому точных данных вам дать, увы, не могу.

Date: 2014-05-12 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] blico.livejournal.com
Вы, сдается мне, человек посвященный. Хотел спросить еще по ходу дела вот такой вопрос: караимы и крымчаки - обоим этмх этносам государство Израиль предоставляет право на репатриацию, но кого-то из них при этом обязывают проходить гиюр. Это так? И кого конкретно? Благодарен за любые пояснения и прошу прощения у хозяина журнала за маленький offtop!

Date: 2014-05-12 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Караимы и крымчаки с точки зрения иудаизма евреями не считаются, да и сами себя евреями не считают. Насчет отношения к ним Государства Израиля ничего сказать вам не могу, не знаю.

Date: 2014-05-12 02:03 am (UTC)
From: [identity profile] koka-lermont.livejournal.com
Что ни статья - новое открытие.

Date: 2014-05-12 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] koka-lermont.livejournal.com
Спасибо, Леонид. Сделал распечатку всех ваших последних статей, понесу на работу, просвещать. Может хоть это заинтересует.

Date: 2014-05-12 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] eldad12.livejournal.com
Уважаемый Леонид! Эта история - полная чушь, авторы ее совершенно не знают не знают российскую историю, законы и обычаи тогдашней России, а также еврейские обычаи и правила.

Date: 2014-05-12 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Ну и хрен с авторами. Но мы-то теперь знаем, что они "не знают российскую историю, законы и обычаи тогдашней России, а также еврейские обычаи и правила".

Date: 2014-05-12 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] blico.livejournal.com
Согласен! История сильно "притянута за уши", что называется.

Profile

systemity: (Default)
systemity

February 2023

S M T W T F S
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 4th, 2025 12:37 am
Powered by Dreamwidth Studios