Социологические исследования показывают, что заниматься экстремальными видами спорта готовы 55% россиян, а водить пьяным машину – 26%. Именно эти и другие «экстремальные категории» граждан являются основными поставщиками наркоманов.
Население в России никогда не отличалось законопослушностью. К примеру, до 30% мужчин в стране прошли через места лишения свободы. Ещё одной стороной такого пренебрежения к законам и правилам является увлечённость всякого рода экстримом – от добровольного участия в войнушках (как мы это видим сейчас в Новороссии) до наплекательского отношения к своему здоровья.
Наркомания (наряду с алкоголизмом) – ещё один вариант российского экстрима. То, что одно связано с другим (и объединено готовностью рисковать), показано и социологами. Об этом, в частности, говорится в книге-исследовании «Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм» (Институт социологии РАН, Москва, 2014). Мы приводим отрывок из книги, посвящённый готовности человека рисковать и его пристрастию к наркотикам.
«Употребление наркотиков совершеннолетними гражданами можно рассматривать как часть рискованного поведения: этой категории людей уже известно о вреде наркотиков для организма, о законодательном запрете, о возможностях криминального наказания.
К примеру, индивиды в тридцатилетнем возрасте, несмотря на многолетнюю антинаркотическую пропаганду, сознательно начали свою «наркотическую карьеру». Это связано с тем, что в 90-е годы (начало перестройки) появились новые источники пополнения числа наркоманов. В эти годы к наркотикам приобщались как дети родителей, потерявших свой социальный статус (имеющих высшее образование и не имеющих работы и, соответственно, заработка), так и дети родителей, приобретших принципиально новый социальный статус (высокий уровень образования и высокая материальная обеспеченность).
( Read more... )Готовность рисковать - это своеобразный шик серости. Очень редко люди способны в натуральном виде осознать свою собственную серость, поскольку серость является критерием относительным и любая самая незначительная переменчивость в текущей жизни может придать черты псевдо-яркости той каждодневной серости, которую физиология ощущает сильнее сознания. В какой-то степени серость - синоним однообразия событий, в которые вовлечены окружающие люди, результат примитивной иерархии ценностей, предъявляемой социумом к индивидууму. Когда серость заполняет все поры жизненного пространства, то готовность рисковать сопрягается с физической сладостью мечты о возвышенном, о некотором подвиге отрешения от ненавистной монотонности бытия. На самом деле тема эта невероятно сложна. Её корни и в сексуальном поведении, и в спорте, и в асоциальном поведении людей. Порой, глядя на волевое и мужественное выражение лица той или иной знаменитости, очень трудно идентифицировать съедающую его серость.
