ее представители признаются, что он сделал им одолжение. Теперь они знают, что делать.
Несмотря на то, что отказ от русского газа потребует политической воли, денег, и большей части десятилетия, в конце концов приведет к изменению баланса сил, за которым скрывается фундаментальная истина – а именно, Кремлю европейские потребители нужны не меньше, чем им нужен русский импорт.
Доходы от продажи нефти и газа составляют 70% от ежегодных доходов российского экспорта, общий объем которого – 515 миллиардов долларов. Доходы от продажи нефти также формируют 52% федерального бюджета. И роль Европы, как главного рынка сбыта российского газа, уже дает ей определенную силу.
Нефть, в отличие от газа, проще хранить, перевозить и продать. Но чтобы продавать нефть без проблем, России необходим доступ к мировой финансовой системе. Ее компаниям необходимо занимать деньги на международных рынках и торговать своими акциями на международных биржах. Им также необходимо осуществлять все трансакции в долларах (валюта, в которой оценивается большинство международных сделок).
Это предоставляет Европе и Америке определенные инструменты давления – в случае, если он и решат ими воспользоваться. Роснефть серьезно пострадает, в случае делистинга на лондонской и нью-йоркской биржах. Финансовые санкции также могут затруднить продажу российской нефти третьим странам. Санкции нанесли Ирану ущерб не тем, что он потерял возможность поставлять нефть клиентам, а тем, что клиенты потеряли возможность эту нефть оплачивать.
В теории, российский газовый экспорт в Европу – серьезнейшее оружие России. Если Россия решится на дальнейшее продвижение в Украине, или решит попытать счастья в Молдове, Грузии или балтийских государствах, она может полностью прекратить экспорт, и тем самым ЕС будет нанесен громадный ущерб. Но кроме немедленной, перманентной и тотальной победы, Россия, как газовый экспортер, будет обречена. Китай уже сегодня обеспокоен слишком большой энергетической зависимостью от России. Даже с валютным резервом в 475 миллиардов долларов, Кремль не сможет управлять разваливающейся и неконкурентоспособной экономикой в отсутствие самых важных экспортных доходов.
Шок аннексии Крым ускорит инертный европейский процесс принятия решений по созданию хранилищ, объединения энергосистем, диверсификации и либерализации, сланцевого газа и эффективности. Европейская элита может питать отвращение к мистеру Путину, но в частных разговорах ее представители признаются, что он сделал им одолжение. Теперь они знают, что делать. Раньше они просто не хотели этого делать.
Вся статья
которые до последнего времени считались неприемлемыми и неприменимыми среди цивилизованных государств,
завтра он проиграет в десятикратном объёме. Но, видимо, страх его обуял не на шутку. Он почувствовал, что существует
очень большая вероятность того, что слабоумным в России, как и в Украине, надоест быть слабоумными.
