Джей Розен (Jay Rosen)
Адъюнкт-профессор журналистики, Нью-Йоркский университет.
Мы должны отказаться от идеи, носящей название «информационная перегрузка». Она уже не имеет никакого смысла и бесполезна.
Об этом хорошо написал исследователь интернета Клэй Ширки (Clay Shirky): «Нет такой вещи как информационная перегрузка. Есть лишь сбой фильтра». Если у вас плохие фильтры, вам приходится очень за многим следить, и времени вам на это не хватает. Не эти тенденции приводят в действие технологии, а условия жизни. Фильтры в цифровом мире не удаляют не прошедшее через них, они просто не отбирают эти материалы. Не отобранные материалы остаются в ожидании того, кто еще их отфильтрует. Умные фильтры, которые как раз нам и нужны, бывают трех видов.
1. Умный человек, который пропускает через себя большой объем информации, а потом рассказывает вам то, что вы должны знать. В древности это называлось «редактор». Первая страница New York Times до сих пор работает таким образом.
2. Алгоритм, просеивающий то, что отобрали другие умные люди. Он ранжирует материалы, а потом предъявляет вам верхние результаты. Так работает Google — более или менее.
3. Система машинного обучения, которая со временем узнает ваши интересы и предпочтения и фильтрует для вас весь мир, делая это все умнее и умнее. Такие системы использует Amazon.
( Read more... )Говоря о том, что, по его мнению, лучшее определение информации - это мера уменьшенной неопределенности, уважаемый профессор Нью Йоркского Университета сильно заблуждается. Он подменяет понятие "информация" понятием "качество информации", что совершенно не одно и то же, как не одно и то же "сыр" и "качество сыра". Можно измерить некоторые свойства информации, например, вычислить степень её сжатия, степень хаотичности, определить объём "информации" в байтах и т.д. Однако, в байтах можно выразить не только объём научной публикации и величину поэтического наследия конкретного поэта, но и объём информационной абракадабры. Энтропию информации можно применить к оценке хаотичности не только информации, но и любой бессмысленности. Степень сжатия информации определяется вне всякой связи с качеством информации.
Иными словами, можно условно измерить некоторые свойства информации, но содержание и смысл информации, то есть того самого главного, что определяет понятие "информация", измерить объективными методами нельзя, поскольку восприятие информации - это сугубо биологическое свойство. Прогноз погоды снимает неопределённость или её усиливает - это не информация, а характеристика информации, заключенной в прогнозе, так, как, например, "шатенка" или "полноватая" - это не информация о конкретном человеке, а характеристики человека, которые в конкретном случае могут быть подтверждены или отвергнуты нашими органами восприятия.
Антонимом информации является бессмысленность, т.е. отсутствие смысла. Смысл - это понятие подразумеваемое, относительное, зависящее от широкого спектра конкретных фрагментарных знаний и частных смыслов, объединённых в некую целостность, реальные границы которой могут быть неуловимы и чисто интуитивно воспринимаемы. Причём главное здесь в том, что целостность, в границах которой смысл получает отличие от бессмысленности, обладает неразрывной связью с особенностями личности, воспринимающей и формирующей данный смысл. Например, возглас "Ха-ха-ха!" сам по себе смысла практически не имеет, но воспринятый в контексте с некоторыми реальными событиями, будет иметь совершенно конкретный смысл.
Возглас "Я голодный!" имеет более конкретный смысл вне зависимости от контекста, слова "Я хочу кушать!" уже невозможно произвольно интерпретировать, а слова "Я хочу скушать мясо!" уже близки к абсолютной информативности, хотя мясо бывает варённым, жаренным, копчённым и т.д. Бывает готовое к употреблению мясо, выложенное на столе, бывает что оно лежит в холодильнике и его нужно приготовить, бывает, что имеется ввиду, что за мясом нужно съездить в магазин. Т.е. у одного и того же набора слов смысл может быть очень разный, отсюда и разное качество и смысл информации, вкладываемой и воспринимаемой.
Никто в здравом уме не спутает смысл двух сообщений: "Гражданин А съездил в город В" и "Поезд №ххх приехал в город В". Но в отношении информации подобного рода путанница возникает систематически не только на бытовом уровне, но и в серьёзных научных изысканиях. Выбитые на камне иероглифы, смысл которых непонятен, в существующей практике вполне могут быть названы информацией, поскольку имеется ввиду, что они о чём-то могут рассказать, что выбитое на камне сообщение несёт в себе информацию. Оно действительно несёт себе некий смысл - экзоинформацию, закреплённую в криптоформе.
Так, системы машинного обучения, которые использует Amazon, были созданы на основе экзоинформации, которая поставлялась многими учёными и техниками. Эта система поставляет набор некоторых знаков в соответстии со вложенным в неё алгоритмом, который превратится в информацию с помощью органов восприятия человека. Идентичную информацию можно закодировать с помощью различных инфортрегеров - материальных носителей криптоинформации, и одну и ту же информацию могут по-разному воспринять два человека, например, отлично владеющий иностранным языком и понимающий иностранный язык с использованием словаря. Есть единственный путь избавления от многовековой путанницы в понимании того, что такое "информация". Это - путь признания того, что информации в отсутствии органов восприятия живого существа в природе не существует. Существуют лишь материальные и виртуальные источники для выработки информации живыми организмами, а информация - это свойство сугубо биологической природы. 