Oct. 25th, 2013

systemity: (Default)
Суд иранского города Рашт приговорил четырех членов протестантской Церкви Ирана к 80 ударам плетью каждого за то, что они пили вино во время торжественной службы, сообщает агентство Independent Catholic News со ссылкой на иранское агентство FARS. Вердикт был вынесен на фоне правительственных мер по запрещению так называемых "домашних церквей", где верующие собираются для проведения христианских обрядов.

Четверо мужчин, Таалипасанд Бехзад, Реза Омиди Мехди, Мехди Дадках и Амир Хатеми, были первоначально арестованы в середине службы как раз перед Рождеством в прошлом году. Суд рассматривал дело с 6 октября. Приговор обвиняемым был вынесен 20 октября. Христианам дано 10 дней на то, чтобы они могли подать апелляцию.

По оценкам, 370 тысяч христиан живут в Иране и, несмотря на
предназначенные для идиотов заверения президента Хасана Роухани, что жестокое обращение будет прекращено, ООН в специальном докладе по правам человека в Иране критикует страну за регулярные наказания немусульман за нарушение исламских теократических законов.



systemity: (Default)
Поместив ссылку на статью о генетической предрасположенности к злобности и доброте у лис, я невольно всё время возвращаюсь ко множеству фактов из своего жизненного опыта, побуждающих задуматься о соотношении добра и зла в нашем непростом мире. С одной стороны, мысль о том, что злобность и доброта у человека - качества пожизненные и генетически обусловленные, не должно было бы вызвать особых возражений с позиций жизненного опыта любого из нас. Каждый может засвидетельствовать знакомство с людьми, у которых недоверчивое и агрессивное отношение к другим людям проявляется непроизвольно, часто вне зависимости от их намерений и здравого смысла, и слабо связано с рациональной реакцией на отношение к ним этих людей. Каждому из нас, по-видимому, неоднократно также приходилось сталкиваться и с проявлением истинной доброты в более широком смысле нежели просто подставить другую щеку. Я знаю людей, которые способны отдать последнее страждущему и никакие невзгоды и лишения не способны изменить такое их непрактичное отношение к жизни. Причем, как правило, эти люди вовсе не рассчитывают на ответную реакцию по принципу "ты - мне, я - тебе".

Благодарность как чувство признательности за содеянное добро, за альтруистическое отношение к ближнему, по-видимому, присуще не только человеку. Широко известно, что, например, волки способны проявлять выраженное чувство благодарности не только к своим сородичам, но и к человеку. Описан случай, когда волки кормили престарелого сородича, потерявшего зубы, разжевывая для него мясо. Судя по всему, чувство благодарности очень важно с точки зрения выживаемости близкородственных групп животных, хотя в описанном случае речь идёт не о сиюминутной, а о "полнометражной картине" пролонгированной благодарности к своему сородичу, который по всей вероятности много лет тому назад демонстрировал такое же бескорыстное благородство по отношению к нынешним молодым и сильным членам стаи.

Сократом было развито учение о добром (агафология,
от греч. agathos - добрый, и logos - слово), согласно которому высшее счастье представляет собой нечто, в котором сливаются  добродетель, блаженство и благополучие. Сократовская  тождественность добродетели и счастья составляет логическое выражение идеи такого устройстве мира, когда человек, поступающий праведно, в конце концов так или иначе обретает истинное счастье. Не исключено, что агафофилия в том или ином виде и в той или иной степени генотипически закреплена не только у человека, но и у животных. Во всяком случае, материнская любовь не только у человека, но и у животных представляет собой практически облигатную реализуемость принципов агафологии и несомненно генетически обусловлена. При этом, конечно же, речь, идёт о взаимоотношениях особей одного вида.

Если повредившийся умом зайчик принесёт морковку в подарок лисице, а лисица скушает не только морковку, но и зайчика, то трудно будет назвать лисицу неблагодарной. Такого рода неблагодарность составляет основу её биологии, в становлении которой эта конкретная лисица никакого участия не принимала и поэтому не несёт за неё ответственности. То же самое человек, которому корова даёт молоко, впоследствии убивает её, чтобы съесть. И никому в голову не придёт назвать его неблагодарным. Таким образом, одна из наиболее выразительных ипостасей зла - неблагодарность, во-первых,  является весьма неоднозначным критерием, а, во-вторых, не может, казалось бы, рассматриваться вне обстоятельств, в которых проявляется.

Марк Туллий Цицерон говорил: "Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей".  Иммануил Кант считал, что долг благодарности является моральным долгом человека прежде всего перед самим собой, и не может быть окончательно оплачен никаким мыслимым вознаграждением, поскольку бескорыстный даритель одарён заслугой быть первым в благодеянии и эта заслуга его носит непреходящий, абсолютный характер. И тем не менее, для подавляющего числа людей неблагодарность, к сожалению, не является абсолютным понятием и её принято оценивать по весьма произвольной и широкой шкале.

Во всех случаях считается необходимым иметь представление о характере благодеяния, в ответ на которое была проявлена неблагодарность. Кроме того, порочность неблагодарности резко усиливается по мере того, насколько близки были отношения между благодетелем и облагодетествованным. Неблагодарность товарищу Сталину за счастливое детство или же Господу Богу за всё хорошее с позиций общечеловеческой морали намного менее позорна в сравнении с неблагодарностью сына, оставившего без материальной и моральной поддержки престарелую мать. Кроме того, в человеческом обществе принято соразмерять масштаб даяния с маштабом богатства благодетеля. Тысяча долларов, пожертвованных миллиардером, может в иных случаях рассматриваться как безмерная скупость или  даже как издевательство, в то время как тысяча долларов, пожертвованных бедняком, имеет несравненно бОльшую ценность.

В человеческом обществе как-то не принято с восторгом говорить о том, что благодарность - это добро, поскольку благодарность - это нормальный акт человеческой морали, но то, что неблагодарность это - зло, ни у кого, пожалуй, сомнений не вызовет. На это в человеческом обществе принято обращать внимание как на что-то недостойное порядочного человека, неблагородное и несовместимое с нормами человеческого общежития. Неблагодарность является одним из распространённых проявлений зла, но было бы весьма наивно полагать, что неблагодарность передаётся исключительно по наследству, т.е. генетически предопределена. Можно привести множество примеров того, как неблагодарность индуцируется добродеятельностью. На этой проблеме я собираюсь акцентировать эту статью.

В отличие от животных, которым незачем скрывать свои чувства, злонамеренный человек, понимающий что его поведение может быть предметом остракирования обществом и тем самым принести ему ответное зло, как правило, инститнктивно старается скрыть проявления неблагодарности, найдя для этого множество обоснований, предназначенных как окружающим его людям, так и собственной психике. И здесь в подавляющем числе случаев "логика для себя" начинает играть определяющую роль, поскольку на её основании неблагодарный человек непреднамеренно и убеждённо строит "логику для других".


В таких ситуациях психика человека начинает проявлять свойство самоорганизующейся системы. Человек, не контролируя себя, придумывает псевдопричины, оправдывающие то, почему он не вернул долг, данный ему под честное слово, почему бросил на произвол судьбы необеспеченную женщину с ребёнком, почему предал близкого друга, старается не думать о том, что его престарелые родители, которые потратили жизнь на обеспечение своего потомка всем, что тому требовалось для нормального детства и взросления, влачат нищенское существование, в то время как облагодетельствованный ими подонок не испытывает ни малейших материальных проблем... Блестящий образец неконтролируемого самообмана описал гениальный психолог Ф.М. Достоевский в своей повести "Неточка Незванова".   
Краткое содержание повести "Неточка незванова" )

Может показаться, что случай Егора Ефимова - это редкая патология психопатии, служащая защитной реакцией для оправдания жизни исключительно в собственное удовольствие и для избежания мук совести: ведь бессовестные неспособны полностью избавиться от остатков совести, поскольку живут в социуме, который не может проявлять признаков жизнедеятельности в условиях полного отсутствия морали. Однако это - обманчивое представление. По моим личным наблюдениям три четверти людей в той или иной степени настроены на поиск козлов отпущения за свои грехи и промахи. Всё это наводит на мысль о том, что причиной подобной психопатологии являются два основных фактора: деструктивная агафофилия и относительный  характер интерпретации добродеятельности и неблагодарности. О втором факторе я, по-видимому, напишу отдельно. Но, что касается деструктивной агафофилии, то, насколько я знаю, этот вопрос до сих пор серьёзно не рассматривался, хотя с точки зрения философского исследования морали и нравственности вопрос этот - первостепенной важности. 

Сократовское учение о добром, согласно которому высшее счастье представляет собой нечто, в котором сливаются  добродетель, блаженство и благополучие, применимо далеко не ко всем людям. Но, как и добрые лисицы, некоторые люди представляют из себя апологетов агафофилии, то есть обретают счастье и радость от того, что сеют доброе вокруг себя. И здесь чрезвычайно часто некритическое сеяние добра, непонимание меры и ответной реакции психики субъекта сеяния является мощным провокативным фактором индукции неблагодарности и злобы. Конечно же, существует немалая доля людей, которых практически невозможно сделать неблагодарными. Но безоглядная, безответственная, деструктивная агафофилетическая сущность многих людей способна вырастить подонков из внешне, казалось бы, на первый взгляд порядочных людей. Подобный вид деятельности - порождение зла добром, судя по всему несвойственнен животным и присущ лишь человеку.

Я готов конкретизировать многообразие механизмов, с помощью которых безответственное благодеяние способно породить зло в самых патогенных его формах. Таких механизмов существует множество, начиная от безответственной родительской любви, от помощи человеку в освоении того, освоить что он категорически неспособен и кончая жертвованием средств на спасение детей от неизлечимых заболеваний, которые (средства) поступают в карман мошенникам. Может быть я вернусь к этой теме в другой статье. Это будет зависеть оттого, насколько эта тема будет интересна читателям моего журнала. Что же касается меня, то моих 76 лет, как мне кажется, вполне достаточно для того, чтобы, в отличие от обычной практики, детальное рассмотрение темы не прибавило бы мне новых знаний и новых аспектов понимания. 

Для того, чтобы всё сказанное мною не выглядело слишком абстрактно, привожу ниже ранее опубликованных рассказ, посвящённый деструктивной агафофилии.
РАССКАЗ: )


systemity: (Default)
В пятницу Госдума России приняла закон о том, что возмещение вреда от террористической деятельности осуществляется "за счет совершившего лица, а также за счет средств близких родственников, лиц, состоящих с ним в родстве, и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений".

Большего скопища тупых и безответственных идиотов, не имеющих ни малейших представлений о психологии, психиатрии и ... юриспруденции, представить себе просто невозможно. Папуасы из Новой Гвинеи в пиджаках, при галстуках и без дырок в носу! Особый привет тем, кто их выбирал.


Profile

systemity: (Default)
systemity

February 2023

S M T W T F S
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 22nd, 2025 03:53 am
Powered by Dreamwidth Studios