![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Антон Носик: 9 мая нас может ожидать ввод войск на Украину
Антон Носик: Ну, мне кажется, что весь реальный экшен, — мы могли этого не понимать еще в 2012–2013 годах, — настоящий экшен попер ровно сейчас, с середины февраля, когда после заявления Путина о том, что аннексия Крыма невозможна, последовала аннексия Крыма. И с этого момента события развиваются с такой невероятной быстротой, что все, что случалось до сих пор, оказалось довольно медленной и неторопливой прелюдией. Хотя более или менее было понятно, что все катится именно в эту точку, но сейчас уже просто конкретно сорваны все тормоза и состав несется на полном ходу куда-то в направлении Северной Кореи.
Дина Марголина: А вот куда, куда несется этот состав, и можно ли предсказать скорость?
Антон Носик: Скорость — она очевидна. Законы принимаются в три чтения за одну неделю — законы, которые никто из тех, кого они касаются, не читал. Какие-то аресты, посадки, закрытия, новые уголовные статьи, новые поводы для блокировок. В один прекрасный февральский день без объяснения причин были заблокированы ресурсы "Ежедневный журнал", "Грани.Ру", "Каспаров.Ру" и блог Алексея Навального. Их заблокировали по новому закону, который позволяет прокуратуре делать это одним телефонным звонком. С тех пор, с зимы — а у нас май на дворе сегодня — владельцы и редакции этих ресурсов не могут получить ни через суд, ни через официальные обращения хоть одно объяснение, — в чем заключалась претензия к ним, почему, за что их закрыли. Они не могут получить ответ, потому что в новой реальности просто вообще нет такого формата: "гражданин спрашивает, власть отвечает".
Дина Марголина: Вот эта новая реальность, этот идеологический фон, который сейчас создается, очень сильно напоминает тот идеологический фон, который существовал в Советском Союзе, не говоря уже о других тоталитарных государствах. По-вашему мнению, именно этого добивается нынешняя власть, или же есть какие-то видоизменения? Все же с тех пор прошло много лет. Могут быть какие-то новшества в запретах? Ведь есть законы, которые трудно объяснить, даже учитывая то, что довольно понятно, куда несется состав. Например, идеологически непонятно, — во всяком случае мне, — для чего разжигать ненависть к гомосексуалистам, к сексуальным меньшинствам, что это дает с точки зрения достижений в идеологическом единстве?
Антон Носик: Поскольку не существует никакой позитивной программы, с помощью которой нынешняя российская власть могла бы увлечь население, то, естественно, программа должна быть негативной. Соответственно, нужны враги. Каждые пять минут нужны новые враги. Гомосексуалисты — это просто одна из бесчисленных остановок на этом длинном пути. Существуют некоммерческие организации, про которые Путин сказал, что они получили из-за рубежа 29 миллиардов. До сих пор никто не может найти эти миллиарды. Понятно, что если бы было что-нибудь хоть отдаленно похожее на десятую часть этих денег, это могла бы быть довольно серьезная уголовная статья, большой процесс. Просто эти деньги существуют только в воспаленном воображении национального лидера. "Некоммерческие организации — они иностранные агенты". "Иностранные усыновители убивают наших детей". Вообще Америка. А до того, — если мы посмотрим историю, с кем из своих соседей конфликтовала Россия, то довольно трудно вспомнить государство на постсоветском пространстве, с которым не было бы такого конфликта, искусственно эскалированного. Внутри страны — пятая колонна, национал-предатели. Насчет национал-предателей: есть придурки в интернете, которые спорят, откуда Путин мог это взять. Ну, они придурки, у них высшее образование.
Дина Марголина: Одна из версий — что это просто перефразировка врагов народа.
Антон Носик: Ничего подобного, какие враги народа, о чем вы говорите? Национал-предатели, "национал-ферретер" — это из "Майн Кампф" Адольфа Гитлера. Других изданных и продаваемых сегодня источников, где можно вычитать это выражение, не существует. Да, действительно, в 1814 году кто-то использовал это выражение в манускрипте, который можно пойти и найти в какой-нибудь библиотеке, записавшись предварительно, чтобы заказать его из хранилища. Источник, из которого это выражение пошло гулять по миру — это "Майн Кампф" Адольфа Гитлера. Оттуда это и взято вместе со всеми идеологическими заскоками нынешней российской эпохи, со всей шпиономанией. Пятая колонна — как мы помним, это генерал Франко.
