Кнут и пряник левых
Компромисс по вопросу Корпорации по общественному теле- и радиовещанию отражает 40 лет вялости власти, в течение которых центр силы перешел от исполнительной власти к центрам, не подчиненным общественности.
Соглашение между премьер-министром Биньямином Нетаниягу и министром финансов Моше Кахалоном вырисовывается как типичный МАПАЙный компромисс: много параграфов, много механизмов и объединение новой Корпорации с частями старого Управления по теле- и радиовещанию. Мы не можем знать, куда придет эта бюрократическая мутация.
Пока обсуждение в СМИ велось, в основном, вокруг персональных вопросов и имен, вроде Гиля Омера и Эльдада Кобленца, на самом деле интересным вопросом было не какие именно люди, а какие механизмы: какой властно-бюрократический механизм позволит обществу и его избранникам контролировать происходящее в бюджетной организации, имеющей значительную силу?
В этом случае утверждения Нетаниягу против Корпорации очень сильны. Ген.директор Корпорации назначается на срок в 4 года «общественным» советом, а члены совета назначаются также на 4 года комиссией, состоящей из 3 человек.
Хоть речь идет об организации, кормящейся из государственного бюджета и явно относящейся к исполнительной власти и, согласно нормам упорядоченного правления, должна быть подконтрольна исполнительной власти, председатель комиссии — судья в отставке — будет назначен совместным решением соответственного министра и главы Верховного суда.
