Элеонора Шифрин, Иерусалим
По мнению бывшего советника премьер-министра Нетаниягу по национальной безопасности, генерал-майора запаса Яакова Амидрора, только полнейшее непонимание природы иранского режима может привести к мысли, что предполагаемое соглашение с "шестеркой" удовлетворит Тегеран или прекратит его ядерные амбиции. Такой же ошибкой было бы думать, что, помимо этого соглашения, нет возможности предотвратить иранское ядерное вооружение. США вполне способны добиться этой цели, но сознательно решили не делать этого, пишет Амидрор в опубликованном 20 апреля 2015 г. исследовании Центра им. Бегина-Садата. Можно добавить, что к этой второй ошибке может привести лишь полнейшее непонимание целей нынешнего президента Америки.
Так называемое "рамочное" соглашение", которое было подписано 2 апреля между Ираном и крупнейшими мировыми державами - США, Россия, Китай, Британия, Франция и Германия - президент Обама определил как "историческое понимание". Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу определил это соглашение как "плохое".
Правы оба лидера: соглашение кардинально изменило положение Ирана в мире, а в ответ Ирану всего лишь придется временно замедлить свою гонку к ядерному оружию. В этом смысле соглашение поистине "историческое": оно предоставляет Ирану статус региональной державы и дает ему легитимацию как государству, стоящему на пороге обретения ядерного оружия. Теперь сам Иран решит, когда переступить этот порог. И поэтому соглашение - "плохое".
Причем, далеко не только для Израиля, как справедливо подчеркнул Нетаниягу. Обама, стремясь к соглашению "любой ценой", в середине переговоров изменил свою политику и начал идти на уступки. Если вначале он требовал, чтобы Иран избавился от своих возможностей для создания ядерного оружия, то позже он согласился всего лишь ограничить эти возможности и ввести инспекцию. Практически он согласился с тем, что рано или поздно Иран обзаведется ядерным оружием, и что по окончании периода инспекционных проверок у Запада не будет никаких возможностей для предотвращения иранских целей.
Обама даже проговорился в одной из своих речей, прямо заявив об этом американцам. Видимо, телепромптер не работал, или президент увлекся. Так или иначе, его советник немедленно после этого кинулся к микрофону, чтобы разъяснить, что президента неверно поняли. Верно или неверно, но именно этот вывод неизбежно вытекает из окончательного соглашения с Ираном, которое будет подписано, как только "рамки" 2 апреля будут наполнены конкретным содержанием.
( Read more... )