Анамнез эрдоганской ностальгии
Oct. 6th, 2011 03:31 pmВспыхнувшие сейчас между Турцией и ее средиземноморскими соседями острые политические и экономические противоречия сконцентрированы вокруг острова Кипр. Полтысячелетия назад Кипр находился не в фокусе международной напряженности, а в эпицентре настоящей мировой войны, которую вел ислам и его главная ударная сила – Оттоманская империя - за мировое господство.
( Read more... )
И те, кто думает, что это не так, что Лепанто погребено в свалке истории, глубоко заблуждаются. Возродившийся нео-оттоманский экспансионизм, в лице турецкого премьера Эрдогана, буквально живет той эпохой. Эрдоган не даром назвал упражнение турецких ВМС "по защите природных ресурсов Северного Кипра" "Операция Барбаросса" (двойная ирония выбранного наименования не оказалась в центре внимания российской прессы). Хайреддин Барбаросса – легендарный турецкий адмирал, громивший и грабивший христианское Средиземноморье на протяжении четырех десятилетий. Большинство турецких капитанов при Лепанто были его учениками, Турецкое исследовательское судно "Кара Райс", ведущее сейчас незаконную разведку в пределах кипро-израильской эксклюзивной экономической зоны, тоже названо так не случайно, а в честь одного из выдающихся и выживших турецких командиров при Лепанто.
Несмотря на то, что основная цель Лиги – спасение Кипра не была достигнута (Кипр освободился от турецкого ига только в 1878 году), битва при Лепанто имела огромное историческое значение. Машина турецкой морской агрессии была сломана, и в Средиземноморье установилось относительное равновесие сил. Волна исламского вторжения была остановлена. Турки уже никогда не смогли предпринять морских экспедиций подобного масштаба. Со второй половины 16-го века начинается медленный, но неуклонный закат турецкого могущества, которое с таким пылом сейчас пытается возродить Эрдоган и его партия.