Массовые медицинские психозы (часть I)
Человек также представляет из себя систему систем, в которой всё зависит от всего. Прекращение функционирования одной из многочисленных взаимосвязанных систем целой системы, как правило, оканчивается смертью. По понятным причинам сопоставить то, что человек потребляет и то, что он выделяет, практически невозможно, поскольку пища претерпевает кардинальные химические превращения, т.е. вход и выход несопоставимы на современном уровне медицины. Поэтому медицина вынуждена прослеживать судьбу каждой молекулы и на основе этой весьма нелёгкой деятельности вырабатывать рекомендации по исправлению и предотвращению нарушений. Относительно проще обстоит дело по понятным причинам у хирургов, однако терапевт или эндокринолог, получающие на руки результаты многочисленных анализов, на основе которых они должен выработать план лечения больного, всегда работают, как саперы, и самоуверенное спокойствие на их лицах либо от слабой квалификации, либо от профессиональной потребности внушать больному веру в то, что врач всё знает и всё предвидит.
Сумма большого числа частных знаний о системе (о человеке), т.е. высшие оценки по всем предметам в университете, постоянное чтение научной литературы и ношение в кармане халата мощного портативного компьютера, не являются гарантией того, что врач на вполне законных и общепризнанных основаниях не несёт Вам голую ахинею и не прописывает Вам то, что прописывать ни в коем случае было нельзя. По этой причине медицинские знания на популярном уровне никогда не лишни, поскольку человек способен постоянно анализировать себя и находить корреляции между своим самочувствием и теми или иными параметрами влияния. Ниже я привожу статью Жореса Медведева (elementy.ru/lib/430562), в которой он пишет о проблеме, о которой любому из нас нелишне знать досконально. Он описывает массовый медицинский психоз, возникший на почве оценки роли холестерина в жизнедеятельности человека.
Поскольку было установлено, что главным компонентом атеросклеротических бляшек является холестерин, то у медиков в обнимку с математиками, профессионально занимающимися статистикой, само собой возникло предположение, что во всём виновато повышенное потребление пищи, богатой холестерином - мясо, яйцо, молочные продукты и пр.. (Мы-то с вами знаем, что статистика - это область науки, легко понуждаемая к научной проституции. Мы это знаем не только в связи с глобальным потеплением). И действительно, многочисленные статистически достоверные эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, показали выраженную корреляцию между потреблением богатой холестерином и насыщенными жирами животной пищи и распространенностью атеросклероза. Эти данные дали начало концепции низкохолестеринового и низкожирового питания, согласно которой врачи призывали население, во-первых, максимально ограничить употребление жирной животной пищи (в растениях холестерин не содержится, там его заменяют ситостерин и другие стерины), а во-вторых, увеличить употребление углеводов в качестве альтернативного источника энергии.
Фундаментом новой пищевой пирамиды стало потребление изделий из белой муки и сахара. Предпочтение стали отдавать продуктам, на которых указывалось низкое содержание холестерина. Этот массовый медицинский психоз был поддержан производителями продуктов питания, получавшими сверхприбыли от рекламы своих якобы совершенно безопасных продуктов. Как-то я увидел рекламу кофе, в которой сообщалось, что в данном продукте в отличие от аналогичных продуктов холестерина крайне мало (это при том, что, как я уже упоминал, растения вообще холестерин не синтезируют). Казалось бы, всё было верно, однако следование гипохолестериновой диете в течение нескольких десятилетий не принесло желаемого результата. Более того, заболеваемость атеросклерозом существенно возросла. Наиболее ярким свидетельством провала этой концепции служит катастрофическое состояние здоровья значительной части населения США (ожирение, атеросклероз), где и возникла гипохолестериновая диета.
В 70-х гг. XX в. известный американский профессор, кардиолог Роберт Аткинс, издал книгу «Революция в здоровье», где изложил свою точку зрения по этому вопросу. Прежде всего, ученый обратил внимание на то, что у народов, традиционно потребляющих большое количество животной пищи, сосуды отличаются хорошим состоянием. Атеросклероз не обнаруживают у охотников племени масаев, основной едой которых служит мясо убитых ими диких животных, и у эскимосов Гренландии, которые используют в пищу рыбу и мясо тюленей. В принципе, эти факты были давно известны, но поскольку они противоречили холестериновой теории развития атеросклероза (см. проблему антропогенного вклада в глобальное потепление Земли), то и объяснялись как исключение из правила - мол, у этих народов особенные гены. Кроме того, Р. Аткинс подверг серьёзному анализу труд выдающегося английского врача, доктора Т. Клива, под названием «Сахарная болезнь», изданный отдельной книгой в 1974 г. Здесь доктор Т. Клив описал открытое им «правило 20 лет», согласно которому в странах, где население переходит на западный тип питания и начинает потреблять значительное количество рафинированных углеводов, через 20 лет начинается эпидемия сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.В итоге выяснилось, что малограмотные гиганты медицины и эпидемиологии, руководствовавшиеся планарной логикой при попытке проанализировать сложные самоорганизующиеся системы, убрали из пищи холестерин и насыщенные жиры, а вместо них ввели в рацион "безобидные" рафинированные углеводы. В итоге они получили невиданные по масштабам эпидемии ожирения и атеросклероза. Р. Аткинс дал следующую отгадку этому парадоксу: рафинированные углеводы провоцируют организм на усиленную выработку инсулина, а избыточный инсулин активирует ферменты печени, ответственные за превращение глюкозы в жир и «плохой» холестерин (так называют тот тип холестерина, который может откладываться на стенках сосудов). При этом необходимо объяснить, почему в странах, где едят много жирной животной пищи, возникает, согласно выводам эпидемиологов, эпидемия атеросклероза. Доктор Р. Аткинс дал ответ и на этот вопрос. Само по себе потребление жирной животной пищи не опасно. Опасным его делает одновременное употребление с такой пищей рафинированных углеводов. Американский врач, автор теории раздельного питания Герберт Шелтон оказался прав: «в природе бутерброда не существу нет». Путешествие бутерброда по организму приводит к ожирению и атеросклерозу, поскольку из глюкозы белого хлеба в печени и жировой ткани синтезируются жир и холестерин, а в присутствии большого количества инсулина, образующегося в ответ на потребление белого хлеба, жиры и холестерин из сливочного масла и сыра или колбасы не применяются для выработки энергии, а также откладываются в жировых депо и в виде бляшек на сосудах.
Главное, что сделал доктор Р. Аткинс - он доказал, что сама по себе пища, богатая жирами и холестерином, безопасна. Опасной её делает одновременное употребление с рафинированными углеводами. Жирную животную пищу ели во все времена, но только в XX в. стали широко доступными вкусные продукты из жиров и сладостей - тогда и возникла эпидемия атеросклероза. В своих книгах «Новая революционная диета доктора Аткинса» и «Оставайся молодым по Аткинсу» автор рекомендует в качестве главного принципа противодействия развитию атеросклероза и других болезней цивилизации снижать потребление углеводов и не ограничивать животную пищу. Однако практика показывает, что далеко не все способны выдержать такой стиль питания в течение долгого времени . Этим людям можно предложить проверенную временем «средиземноморскую диету», исключающую потребление рафинированных углеводов и сводящую к минимуму потребление насыщенных жиров. Согласно этой диете, в пищу используют «хорошие» (нерафинированные) углеводы, не заставляющие организм вырабатывать слишком много инсулина, и «хорошие» (содержащие преимущественно ненасыщенные жирные кислоты) жиры, которые снижают риск развития атеросклероза. Рекомендуется потреблять овощные салаты с оливковым маслом, фрукты, хлеб из цельного зерна, макароны из твёрдых сортов пшеницы, морскую жирную рыбу и другие животные морепродукты (креветки, крабы, кальмары), пить сухое красное вино и зелёный чай, кисломолочные напитки.
Не могу здесь не заметить с радостным злорадством, что описанная выше ситуация является типично характерной для потуг левых всех мастей насильно затащить человечество в светлое будущее. Подобным фиаско заканчивается любая попытка глобально порулить такой самоорганизующейся системой, каковой является человечество. Так что: люди, будьте всегда бдительны!
Прежде, чем перейти к цитированию весьма полезной популярной статьи Жореса Медведева, я хотел бы несколько слов сказать о том чрезвычайно важном аспекте холестериновой проблемы, которой он не коснулся. Несмотря на фантастически большое количество веществ, синтезируемых и разлагаемых человеческим организмом, несмотря на то, что судьбы отдельных веществ, или, как говорят биохимики, их метаболитические пути отслеживаются с большим трудом, несмотря на всё это, при наличии скептического взгляда на возможности понять систему с помощью разборки её на отдельные элементы, всегда можно попытаться выработать взгляд на уровне целостного организма. Холестерин в крови и тканях присутствует в комплексе с лецитином. Если для синтеза холестерина организму необходимы двууглеродные соединения, которые в итоге превращаются в активную форму уксусной кислоты (ацетил-коэнзим А), то для синтеза лецитина кроме двууглеродных фрагментов, фосфата и азота необходимы также одноуглеродные фрагменты. Источником одноуглеродных фрагментов является в основном не синтезируемая человеком кислота метионин, содержащаяся преимущественно в бобовых. В организме человека, отдавая метильную группу, метионин превращается в т.н. гомоцистеин. Последний при неправильном питании и инициирует отложение производных холестерина на стенках кровеносных сосудов. К сожалению, проблема соотношения одно- и двухуглеродных фрагментов в продуктах питания, насколько мне известно, никогда серьёзно не рассматривалась в связи с судьбой холестерина в организме человека и проблемой атеросклероза. Об этом я расскажу в третьей части настоящего сообщения в самом ближайшем будущем.
no subject
no subject
У меня вообще легкий "перекос" в смысле причисления многих болезней именно к антропонозологиям, а человека выделяет лишь одно универсальное экологическое свойство - прямохождение, возникшее и утвердившееся за куда меньший период, чем нужно природе для эволюционной реорганизации видовой биологии....
Атеросклероз - из этой же оперы :)))))))))