systemity: (роза красная морда большая)
[personal profile] systemity
d9316faa4ca3824554aac714b944491ec60be835
Адаса Фальк,
политолог, историк


- Шура, голубчик, восстановите, пожалуйста, статус-кво". Балаганов не понял, что означает "статус-кво". Но он ориентировался на интонацию, с какой эти слова были произнесены. Гадливо улыбаясь, он принял Паниковского под мышки, вынес из машины и посадил на дорогу"

В очень интересной подробной статье описывается история
того, как государство Израиль дошло до жизни такой:


030314_91017_97850_12

А с чего, собственно, все начиналось? С создания Государства Израиля. Когда на повестке дня стояло голосование в ООН и, в отличие от голосований по Израилю, что пачками проводятся в ООН сегодня и мало кого волнуют в принципе, это голосование обещало стать судьбоносным. Быть законным крошечному кусочку Земли, тому единственному месту, где евреи смогут раз и навсегда чувствовать себя в безопасности. Жить по своим законам, а не по чужим прихотям. Не бояться за жизнь и еврейство своих детей. Защищаться любыми доступными способами от любых угроз. Не оглядываясь, учить Тору. Соблюдать все те законы и установления, соблюдать которые они не могли в Галуте. Или всему этому не быть.

Как бы ни горько было об этом вспоминать, но противились созданию Государства Израиль для остатков уцелевшего народа не только многочисленные арабские государства. Не только многие европейские страны, каждая по своей причине, в основе которых были лишь две реальных - жадность или антисемитизм. Не только все те третьи страны, которым не было большого дела до евреев и их судьбы, а или не хотелось ссориться с более могущественными народами, или просто было выгоднее проголосовать против. Его созданию противилась изрядная часть религиозных евреев.


Справедливости ради укажем, что противники были и среди светских евреев. Давно и хорошо живущих по разным странам мира. Благополучных, вполне забывших иудаизм и свое еврейство. Хорошо вписавшихся в деловой и политический истеблишмент других государств. Йохананы, родства не помнящие, тоже внесли свою нескромную лепту в этот процесс, но большого вреда не принесли. К тому же действовали, если не честно, то открыто и не скрывали своей приверженности к отстаиванию интересов новой родины. Это был их выбор, к Израилю отношения они не имели и не хотели.   

Как могло возникнуть такого рода сопротивление? Казалось, чем плохо создание еврейского государства на исторической Эрец Исраэль? Для многих религиозных евреев оно было плохо, прежде всего, тем, что создавалось сионистами. То есть светскими евреями.

Религиозный сионизм - это идеология оформилась куда позднее, явившись удачным и явно жизнеспособным симбиозом иудаизма и сионизма. Но до него еще было нескоро. До прихода Машиаха, единственного, кому многие ортодоксальные евреи соглашались делегировать честь воссоздания Израиля, как показало время, также. По сути же, именно светские евреи своим активным построением еврейского государства показали истинное понимание идеи иудаизма - человек партнер Б-га в деле тикун олам (улучшения мира). Они более не собирались оставлять народ Его на милость антисемитам и просто равнодушным к его судьбе.

Надо признать, что сионизм на фоне краха практически всех "измов" 20 века, от коммунизма до либерализма, оказался поразительно успешен. Он добился заявленной его основателем цели в обещанные им 50 лет! Умудрился стать практически изжитым за ненадобностью - по причине своего почти полного воплощения в жизнь, а, стало быть, окончательной победы и потери смысла дальнейшего существования. Так, во всяком случае, уже заявили некоторые наиболее горячие из социологических и политических голов.

Изначально сионизм был течением откровенно светским. Иудаизму торопиться было некуда, он ориентировался на то, что, покуда на свете есть минъян, все беды минуют и "всё проходит, пройдет и это".

Сионизм явился следствием нежелания оставаться прежним евреем, и, одновременно,  ассимилироваться целиком и полностью, подчеркнуто забывая о малейших признаках еврейства, как стараются забыть о шумных и малообразованных родственниках откуда-то из глубинки. Сионизм ждать не хотел. Сионистами становились недовольные из обоих лагерей еврейства - религиозного и ассимилянтов. Герцль, блестящий образец успешно ассимилировавшего еврея, пораженного в самую глубину души подчеркнутым нежеланием общества забыть о происхождении самого ассимилированного из евреев, столь же блестящий образец классического сиониста. Он так и не стал религиозным, однако "Альтнойланд" просто переполнен религиозной символикой во всем, от территории до чего угодно, кроме, пожалуй, языка будущего Государства Израиля (Герцль предпочел родной ему немецкий).

Российские сионисты, отчаянно ассимилировавшиеся и страдавшие более всех от погромов, категорически воспротивились проекту "Уганда", который истово проталкивали именно из-за них - дабы спасти от все ширящихся по Российской империи погромов. Они принимали идею создания еврейского государства только в Эрец Исраэль. На самом деле, иудаизм изначально настолько глубоко проник в зарождавшийся сионизм, что полностью разделить их невозможно даже чисто теоретически. Что уж говорить о практике!

Исторический шанс на примирение, а, возможно, и достаточно полное слияние со временем сионизма с иудаизмом, был утрачен со смертью величайшего из еврейских раввинов современности (на мой взгляд, все же недооцененного, несмотря на множество последователей и исследователей) Авраама Ицхака Кука. Этот, без преувеличения, великий еврейский мыслитель, глубоко преданный иудаизму и полностью открытый окружающему миру, заложил основы успешного развития иудаизма буквально в каждой из областей современной жизни - науки, искусства, политики, общественных течений.

В то достаточно долгое время (14 лет), что он был главным раввином Эрец Исраэль (а всего раввинскую должность в Израиле он занимал на протяжение 31 года), отношения между религиозными и светскими евреями Израиля улучшались, во многом его стараниями. Со смертью рава Кука этот процесс сперва приостановился, а вскоре повернул вспять, вплоть до противостояния.

К созданию Государства Израиля противостояние и противопоставление светских и религиозных евреев стало почти открытым. То неохотное сотрудничество, на которое все же шел религиозный лагерь, было вынужденным - не отдавать же великое дело построения Израиля на откуп светским. Надо признать, пренебрежение было взаимным и убежденность сионистов, что исчезновение этого странного предрассудка под названием иудаизм - лишь дело весьма скорого времени, сыграла с ними впоследствии злую шутку.

Как бы ни подчеркивали представители ортодоксального иудаизма свои особые права на определение того, каким быть будущему еврейскому государству, было совершенно очевидно, что честь его создания (и международного признания) принадлежит практически целиком светским сионистам. И потому страна будет создана согласно именно их вИдению будущего Государства Израиля. В принципе, так оно и произошло. Но не во всем.

Будущее нового государства было столь неясно, а его надежды на получения большинства (напомню - не простого (50% + 1 голос), а квалифицированного, т.е. 75%) при будущем голосовании в ООН настолько зыбки, что все решали буквально каждый крошечный шанс и фактор. И именно в это время возник очень некрасивый шантаж светских создателей будущего Государства Израиля со стороны глав религиозных еврейских общин Эрец Исраэль и Европы. Угрожая публично заявить об отсутствии у будущего государства необходимых критериев демократичности (что однозначно сорвало бы процедуру международной легитимизации Израиля), отцов-основателей сионистского светского Израиля заставили принять ряд обязательств перед религиозной общиной будущей страны.

Изначально все казалось не столь страшным, даже ничтожное количество ешиботников на государственном коште и их особые привилегии не пугали необходимостью содержать их почти пожизненно. Разве это цена по сравнению с возможностью создания давно вожделенного, а после Катастрофы - насущно необходимого, государства?

Что же включали  в себя изначально джентльменские договоренности, деликатно обозначенные впоследствии как статус-кво? В сущности, ничего запредельного. Первым пунктом шел, что ожидаемо, Шабат - для евреев это был отныне законный и обязательный выходной (подчеркну - выходной день, а не распространение субботних запретов на всех жителей страны). Для всех остальных - выходные по их конфессиональной потребности.

Далее, кашрут во всех госучреждениях. Браки - для них составили очень обтекаемую формулировку "приложить все усилия во избежание раскола среди евреев" (а по сути - оставили до поры до времени раввинат в покое, киббуцное начальство и мэрии записывали пары в регистрационные книги по образцу стран исхода и пока это всех устраивало,  а там видно будет). Сейчас, как мы знаем, ситуация с диктатом раввината в области браков вышла на уровень государственной проблемы.

И, наконец, образование. Вот с ним и вовсе цимес - по первоначальному статус-кво там полная вольница для всех течений иудаизма на их усмотрение, что кому важнее. И, в целом, легкий, вполглаза, пригляд государства при обеспечении последним необходимого минимума в виде основных школьных дисциплин, привычных европейским  евреям еще со стран исхода плюс иврит. И всё! Именно под этим подписались Бен-Гурион, рав Иегуда Лейб Фишман и прочие заинтересованные лица.
 
При обсуждении темы статус-кво израильтяне обожают цитировать Бен-Гуриона, сказавшего "Синагога, в которую я не хожу - ортодоксальная синагога"  как доказательство примата ортодоксального иудаизма в Израиле - дескать, вон даже неверующий "Старик", и тот не ходил не в какую-нибудь там, а именно в ортодоксальную синагогу. Собственно, тут мы с Бен-Гурионом стоим на одной позиции - я вон тоже в ортодоксальную синагогу ни ногой. А в реформистскую - с дорогой душой. Но куда интереснее поправка Бен-Гуриона, сформулированная им при обсуждении статус-кво. Она звучала так: "Еврейский закон может быть принят везде, где он отвечает условиям современной жизни". А это именно реформистский подход к иудаизму. И если кто-то настаивает на сохранении статус-кво - то я только "за". Дело только в том, что от первоначального статус-кво остались рожки да ножки. В лучших традициях мидрашей из оригинального текста натолковали такого, что диву даешься - откуда дровишки?
 
Так или иначе, старательное обхождения всеми правительствами это щекотливого вопроса привело к тому, что количество религиозных льготников расплодилось сверх всякой меры. К тому же, как и всякие льготники в мире, вне зависимости от их религиозности, с осознанием собственной особости и, тесно связанной с этим, не самой приятной манерой поведения, вызывают вполне естественное раздражение у окружающих нельготников. Часть претензий к ним явно не оправдана и вызвана, скорее, общим раздражением от бытовых и социальных неурядиц в Израиле, в которых харедим, если и повинны, то не более прочих групп населения. Но есть одно обстоятельство, вызывающее давние и, будем откровенны, справедливые претензии - отказ от службы в армии Обороны Израиля.
 
Чем мотивируют свой отказ сами харедим? Армия не та. В ней много опасностей для неокрепших умов и много соблазнов, могущих увести юный харедимный организм от прямого пути Торы. Избежать соблазнов этого грешного мира есть, пожалуй, лишь один надежный способ - а именно, музей. Помещенный туда в герметичной емкости, для верности проложенной ватой (или любым другим амортизирующим окружающие опасности материалом), под бдительным оком бабки-смотрителя, такой человек, несомненно, вне опасности. А так, конечно, нет.

В открытом доступе к соблазнам что светские уходят в баалей тшува, что харедимные вполне могут закинуть парадный штраймл на пыльную полку в кладовке, а китль оставить лишь в качестве домашнего халата. Ничего страшного, на мой реформистский взгляд, процесс нормальный и равно легитимный в обоих направлениях. У кого к чему душа лежит. Да и много ли стоит многолетний путь по Торе, если его так легко искривить не самой легкой и приятной армейской службой?

Кстати, вполне в силах раввинов сформулировать Галаху так, чтобы не выстраивать лишних и неоправданных запретов для службы ортодоксов в ЦАХАЛе. Галаха не является чем-то незыблемым и неизменным, она всегда менялась и дополнялась в соответствии с реальной жизнью и ее требованиями. Устаревшие постановления переставали применяться, новые вызовы времени рождали потребность в новых толкованиях. Так было во все времена, потому иудаизм и жив, а не разрушен вместе с Храмом.

Рассказы о том, что, уча Тору, они все равно что защищают Израиль, а потому в армии все равно что служат, несостоятельны и откровенно злят светскую часть общество (справедливо считающую, что их держат за дурачков). В конце концов, сражались все евреи, а воздел руки в молитве один Моше (да двое его поддерживали под руки, когда устал) - и этого вполне хватало. На самом деле, стараниями некоторых ортодоксальных раввинов выращена солидная армия полностью зависимых от них людей, послушных сторонников и электората, позволяющего манипулировать правительством Государства Израиль в выбивании все новых и новых преференций. К сожалению, остальному израильскому обществу все чаще приходится расплачивается за реализацию их властных амбиций не только финансово, но и принятием весьма осложняющих жизнь законов и недопустимых политических решений.
 
Есть противники армейской службы для харедим и среди светских, полагающих, что не сдались эти слабаки ЦАХАЛу вообще ни для чего. Мне же кажется, что такая постановка вопроса не верна в принципе. Рассматривать потребность надо обоюдно. То есть - не только нужду армии в харедим, но и нужду харедим в армии. И тут не все так однозначно, как кажется. Возможно, слабаки не нужны армии. Но, во-первых, они очень даже нужны в бейт-авоте. В школах, где изучение ТАНАХ еще никто не отменял. Много где еще. И, во-вторых - многим из них очень нужна армия. Пусть даже в виде тяжелой (особенно для них, полностью неподготовленных) ежедневной службы.

Подавляющее большинство из этих ребят не злодеи и не принципиальные дармоеды. И очень даже хотели бы вырваться из замкнутого круга зависимости от пособий, продуктовых наборов и, прямо говоря, подачек. Но, вспомните, мои бывшие и настоящие соотечественники, наши первые дни в чужом тогда Израиле - примерно так ощущают себя харедим, выходя в привычное уже для нас израильское общество. Кстати, сходство усугубляется тем, что не все из них владеют ивритом - в ряде особо оберегаемых своими раввинами общин до сих пор в ходу идиш. Армия для таких ребят - еще и шанс элементарно выучить язык страны, в которой им предстоит жить. А что может надежнее оградить паству от "влияния извне", чем невозможность общаться, разговаривать, прочесть минимальную информацию?

Служба в армии вплотную сталкивает представителей всех общин и слоев израильского общества. Они вынуждены, хотят они того или нет, ежедневно общаться и вырабатывать навыки взаимодействия в самых разных, порой непростых, ситуациях. Это ценнейший опыт сближения. В гражданской жизни он отсутствует, потому что пути харедим и светских почти не пересекаются.

Восполнить пробелы в светском образовании, получить востребованную профессию, научиться общаться не только с единоверцами - все это многие религиозные ребята сейчас могут получить только в ЦАХАЛе. Для их светских сослуживцев это, кстати, точно такой же жизненный опыт - понять своих религиозных сверстников, наладить с ними контакт, перестать испытывать отчуждение, избавиться от неверных представлений. Многие наши беды, как всегда, в недостатке достоверной информации.
 
Далее, физическое состояние многих харедим. Сами они в ответ уверенно рассказывают поразительно (слово в слово) одинаковую от общины к общине историю о том, что нет нужды быть гиборим, потому что вон - были греки и римляне гиборим, да все вышли. Оно так. Да только при взгляде на мужчину-хареди лет 25, чьи плечи гораздо уже женских, а объем конечностей ясно указывает на практически полную неразвитость (если не атрофию) мышц, да с солидными близорукостью и сколиозом, в придачу, становится понятно, что вымершие греки не пример и нужно срочно и серьезно заниматься физическим состоянием изрядной части этой общины.

Я воздержусь от описания прочих явно видимых медицинских проблем, но всякий достаточно долго проживший в Израиле поймет и подтвердит - они есть. Естественно, сложно ожидать, что ни дня не занимавшийся не то что спортом - физкультурой, человек вдруг за два-три года службы превратится в чудо-богатыря. Однако положительные сдвиги будут, пусть и малозаметные. Капля камень точит, любому хареди знакомо это наблюдение рабби Акивы. Армейская служба в Израиле включает в себя также многоступенчатую предармейскую подготовку. А полученные в армии специальности станут дополнительной возможностью для интеграции в израильское общество на достойном уровне.

Возвращение к первоначальному статус-кво, согласованному и подписанному светскими и религиозными евреями - хороший шанс избежать напряжения при попытках уравновесить права и обязанности внутри израильского общества. Попытки выдать за статус-кво плоды многолетней политической торговли религиозных партий со светскими правительствами Израиля - не в последнюю очередь причина негативного отношения к харедим в целом.

Не секрет, что дисциплина в их рядах почти железная - рав сказал проголосовать так, так и проголосуют. Властолюбие отдельных ортодоксальных раввинов, выдаваемое ими за образ ревнителя истинного иудаизма, зачастую превышает все допустимые рамки, толкая религиозных авторитетов на совершенно недопустимые действия. Среди них - политический торг, необоснованные нападки на представителей других общин, течений, светских евреев и представителей тех или иных стран исхода, что неизбежно приводит к увеличению розни в израильском  обществе. Самое тягостное впечатление производит попытки оправдать подобные действия Галахой.

Зеркальное отображение этого же непотребства со стороны светских евреев - зачисление своих собратьев чохом в зашоренные идиоты и тунеядцы лишь по признаку религиозности. Статус-кво есть и не будем делать вид, что он - то самое дитя многолетнего политического шука, которое нам предлагают сейчас. Пусть изначальный статус-кво - продукт банального шантажа, но другого пока нет. Немаловажный момент - подписанное обеими заинтересованными сторонами, в лице наиболее авторитетных их представителей. На сегодняшний момент это лучшее и наиболее бесспорное из всего, что мы имеем. Всегда лучше начинать плясать от печки - по крайне мере, не наткнешься на нее в процессе дальнейшей пляски.
 
Подготовленный депутатами от "Байт Иегуди" к голосованию
закон, по сути, об интеграции харедим в общество, что ожидаемо, злит решительно всех. Сами харедим не в восторге от покушения на свои привилегии, уже давно привычные и, как им кажется, им положенные. Светских же не устраивает то, что, по их мнению, все это слишком медленно, половинчато и не сразу. В принципе, именно это общее недовольство, на мой взгляд, нагляднее всего свидетельствует о продуманности закона. Постепенное сближение позиций - наиболее надежный способ избежать слишком сильных трений в обществе. Они и так будут, без ни не обойтись. Никто еще не расставался со своими привилегиями просто так. И никто, обладая властью заставить, не отказывался от этого соблазна с легкостью. Ничего, привыкнем. В том числе, к тому, что все мы части одного народа, сколь различными мы ни казались бы друг другу, на первый взгляд.




Date: 2014-03-04 03:37 am (UTC)
yigal_s: (Default)
From: [personal profile] yigal_s
Причины подобной ситуации - большая загадка (скажем, я не нахожу особых параллелей даже в "тёмных" средневековых европейских странах у христиан, да даже и в еврейских общинах иных стран параллелей не просматривается), но, скажем, упоминание автором, обладателем научной степени, на секундочку, в своей публицистической статье некоторого героического персонажа из мифов бронзового века по имени "Б-г", впечатлило. Возможно, в этой явно излишней озабоченности еврейского этноса своими древними легендами в совокупности с некоторыми иными факторами (то ли "угара" национального возрождения, то ли отсутствия государственно-политического опыта и излишней секторальности-местечковости, где каждый тянет одеяло на себя) лежат корни сегодняшней ситуации.
Edited Date: 2014-03-04 03:38 am (UTC)

Date: 2014-03-04 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Когда-то вера в бога была единственной платформой мировосприятия и мироосознания. В условиях полной неграмотности и темноты это было понятно. Сегодня в условиях повального знания всего, что нужно и не нужно знать, недопустимость неуважительного отношения к богу в современных цивилизованных обществах просто поражает. На мой взгляд это связано с тем, что руководящие товарищи сильно заинтересованы в дебилизации населения. Я об этом писал: http://systemity.livejournal.com/1703535.html. Очевидно, что автор статьи просто не задумываясь использовала стереотипическое отношение к героическому персонажу из мифов бронзового века по имени "Б-г". И сделала это только потому, чтобы большинство читателей не озверело сразу же от неуважительного отношения к этому дяденьке.

Date: 2014-03-04 04:55 am (UTC)
yigal_s: (Default)
From: [personal profile] yigal_s
Автор сама является религиозной еврейкой, посему необдуманных зявлений о Б-ге и истинной "сути иудаизма" от неё ожидать не приходится.

Либо тут продемонстрирована та самая некультурность мысли и неспособность отделить традицию и историю от шизоидной метафизики (а написание публицистической статьи в на секулярном сайте от разговора в синагоге с единоверцами), что отчасти и порождает излишнее слияние израильского общества и его государственных институтов с религиозным болотом.
Edited Date: 2014-03-04 04:58 am (UTC)

Date: 2014-03-04 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Нет никаких сомнений в том, что вера способствовала сохранению евреев как национальности. На этом основана благодарность к истории и иудаизму, которую по умолчанию испытывают не только верующие евреи. Но сегодня Израиль с его огромными потенциальными возможностями и огромными проблемами выглядит довольно несуразно в плане поголовной имитации религиозности неверующими евреями, а также под давлением социализма, который уже давно болтается под ногами как хрен в стакане. Мой племянник ездил жениться на еврейке с Украины на Кипр. Отца моего похоронили как нееврея на особом кладбище в кибуце. Есть немало идиотов, которые покупают кошерную соль. Словом - компот!

Date: 2014-03-04 05:28 am (UTC)
yigal_s: (Default)
From: [personal profile] yigal_s
национальность - это замечательно, и особенно еврейская, каким-то образом давшая миру столько ученых высочайшего ранга.

да только благодарить иудаизм можно тут примерно так же, как благодарить римлян, изгнавших евреев из Израиля, или многовековой антисемитизм, например, включая сюда советский, "сохранивший" евреев в СССР.

Иудаизм - просто случайный фактор, с точки зрения специфического способствования сохранению нации. У евреев такой, а вот у цыган например, другой. А у китайцев - совсем третий.

Может быть, я не прав, но лично я в отношении иудаизма никакой благодарности не чувствую.

Date: 2014-03-04 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] systemity.livejournal.com
Есть такая наука - эпигенетика. Это два-три механизма прижизненной модификации ДНК, которые позволяют наследовать изменения, происходящие в онтогенезе, т.е. в процессе роста и развития личности. Еврейская нация должна быть благодарна в первую очередь Христу, которого, как говорят некоторые специалисты, придумали с нуля древнеримские политтехнологии. Именно антисемитизм - жиды Христа распяли! - и поначалу приводил к массовому поумнению евреев, посколько от хорошего ничего не остаётся, а от плохого люди умнеют. А с поумнение пошла и дополнительная всееврейская неприятность - зависть к успеху и наличию мозгов. Все эти мелкие поумнения эпигенитически суммировались и наследовались. А трогательная забота об индейцах привели к массовому алкоголизму, наркомании и вырождению. Немало "хорошего" забота принесла и неграм. А об евреях, слава Богу, никто не заботился. В этом и причина непропорционально высокого участия евреев везде, где есть потребность в нетривиальных или гениальных участниках.

Profile

systemity: (Default)
systemity

2017

S M T W T F S

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2017 12:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios